В военно-историческом комплексе «Патриот» скоро появится бронепоезд. Его сделали на местном заводе по чертежам военных лет. Это – дубль легендарного бронепоезда «Московский метрополитен» 

В ходе Курской битвы, оснащенный зенитными и артиллерийскими башнями от танков Т-34, пулеметами для кругового обстрела, «Московский метрополитен» только за три дня боев сбил четыре самолета, уничтожил десять минометных батарей, шесть танков и самоходок. После того, как закончился боезапас, а железнодорожные пути были разбиты, экипаж вывел бронепоезд из строя. Немцы на этом участке далеко не прошли, их наступление вскоре захлебнулось. А вот Красной армии – началось. 

Победа на Курской дуге, как известно, обернулась коренным переломом в ходе войны. Свою роль в ней сыграли «Московский метрополитен» и его экипаж. Но кто заказал дубликат бронепоезда в наши дни, с какой целью и почему на каменском машзаводе, ныне – ООО «Ростоввагонмаш»? 

Представитель ВПК «Патриот», куратор международного детского патриотического конкурса «Родник Памяти» Снежана БЕСЧЁТНАЯ
– Наш бронепоезд на самом деле уникальный, – подтверждает представитель ВПК «Патриот», куратор международного детского патриотического конкурса «Родник Памяти» Снежана БЕСЧЁТНАЯ. – Нас вначале зацепила героическая история с другим бронепоездом – «За Родину!», который воевал на Южном фронте и конкретно на донской территории. Тот бронепоезд тоже был грозным оружием. Немцы его очень боялись. Они смогли его подбить только с воздуха, когда пошла ковровая бомбардировка железнодорожных путей. Погиб этот бронепоезд 21 июля 1942 года на тупиковой ветке. Его фрагменты многие годы лежали в том месте. Шахтинские и новочеркасские мальчишки играли там в войну.

Заказ, как стало известно «Нашему времени», поступил из уже ставшего достопримечательностью Каменска военно-патриотического комплекса «Патриот»: за два года его существования тут собрали семь десятков образцов различной военной техники – сухопутной, водной, авиационной. У каждой машины – своя история. Скажем, на самолете Су-25 во время тренировок летала летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая. Не приходится сомневаться и в уникальности сделанного в Каменске бронепоезда: других таких случаев, чтобы пытались повторить старые модели, в современной истории не было. Да и раритетных экземпляров в музеях практически не осталось, единственный, о котором известно, хранится в музее военной техники в Москве. 

Полвека назад то, что осталось от бронепоезда «За Родину!», порезали на металлолом. Учредитель ВПК «Патриот» Владимир Бесчётный загорелся амбициозной идеей сделать дубль этого бронепоезда. Но чертежей его, как ни искали, не обнаружили. А вот чертежи «Московского метрополитена» нашлись. 

Заказ разместили на бывшем каменском машзаводе, который переживал не лучшие в тот момент времена. 

– Мы радовались, что воплощается наша идея, а заводчане вначале просто радовались, что получили работу, а вскоре в буквальном смысле воодушевились, начали работать даже в выходные и праздничные дни, – говорит Снежана Владимировна. – Работа над этим проектом оживила историческую память людей.

В «Патриоте» уже готовятся к установке бронепоезда. В ближайшей перспективе в этом военно-патриотическом комплексе собираются даже сделать… железнодорожную станцию времен войны – с перроном, скамейками, фонарями, светофорами, водокачками, тепловозами, теплушками. А что уже есть в «Патриоте» – посмотрите в видеосюжете на сайте «НВ»: дух захватывает…


Видео предоставлено директором военно-исторического комплекса «Патриот» Владимиром Бесчётным