Юбилей юбилею рознь. А вот празднество девяти десятилетий  молодой (и по духу, и по возрасту) газеты под длинным названием «Большевистская смена-Комсомолец-Наше время» является неотъемлемой частью не только региона, в котором мы проживаем, но и донского сценического искусства! Ростовского академического театра драмы, в том числе.

Как только газета сделала свои первые шаги, в её редакции появились журналисты, которые обратили свое пристальное внимание на творческую деятельность этого коллектива. Свидетельство тому рецензия на премьерный спектакль 1926 года «Конец Крыворильска», который и был упомянут в цикле юбилейных материалов.

Нынче эта цитата — драгоценные строки, которые соединяют самое «воздушное» из искусств с вечностью, из которых слагается  история театрального коллектива. Так что сегодня представляют интерес даже только одни уже названия статей газеты того далекого времени. Убедитесь, приведу только некоторые примеры: 1929 год, «Театр — окраинам». Президиумом Горсовета утверждена постройка окраинного театра, для чего ассигнуется в первый год строительства 26.382 руб., и летнего кинотеатра в Ленгородке стоимостью в 6000 руб.» И далее в материале «Театр и общественность» (диспут в театре им. Луначарского: «Слово рабочих — организовать политико-воспитательную работу среди актеров — долг общественности. Режиссер Лазарев пообещал быть ближе к рабочим»).

Правда, ныне современникам надо пояснить, что в начале 30-х драматический театр носил имя наркома просвещения А.В Луначарского. Имя же буревестника революции Максима Горького появилось на афишах театра только в 1935 году, о чём тоже узнали из публикаций «БС».

Хочется особо отметить, что в советские времена существовало некое негласное распределение: партийная газета (т.е. «Молот») должна была «курировать» драму, а молодежная газета — театр юного зрителя. Но сотрудникам «БС» до всего было дело, за что им и особая благодарность. Из информации тех лет узнаем, что «для подготовки молодняка к сценической деятельности УЗП (Управление Зрелищными Предприятиями)  организует при театре им. Луначарского драматическую студию. На зимний сезон приняты в театр для получения профессии актера 25 молодых рабочих и работниц с фабрик и заводов Ростова-на-Дону». А в другом сообщении говорилось, что в  городе «разработан вопрос о переходе Государственного драмтеатра им. Луначарского на непрерывную рабочую неделю».

Совсем недавно уникальное здание театра имени Максима Горького тоже отметило юбилей: 75 лет. И поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что газета проявляла заботу о ходе его строительства. Заметьте, что это опять только заголовки статей: 1929 год. Не только ТРЕБОВАТЬ, но и ПОМОГАТЬ театру;

1930 г.: В РОСТОВЕ БУДЕТ ПОСТРОЕН ТЕАТР. Вопрос постройки разрешен положительно. Главискусством частично отпускаются средства на строительство театра в Ростове. «В Ростове будет новый театр. Театр  рассчитан на 2 1/2  тыс. мест. Постройка начинается весной. Строительство рассчитано на 2 года. Общая стоимость-3 200 тыс. руб. Место пока не решено»;

1935 год: ЗАНАВЕС ПОДНЯТ. Добро пожаловать, товарищ зритель! Привет строителям театра! (Репортаж с торжественного открытия).

Менялись времена, названия, но неизменной оставалась направленность газеты на пропаганду не столь простого для восприятия сценического искусства.

Были не только безобидные радужные публикации и информации. Частенько рецензии на премьерные спектакли были острыми, но всегда аргументированными. Хлесткими, но заставляющими сделать определенные выводы…И из этих «искр» высекалась тенденция, которая «подталкивала» коллектив к творческому совершенствованию.

Вспоминаются слова великой Айседоры Дункан, которая заявляла, что «как бы велик ни был артист, без соответствующего обрамления может проиграть даже величайшее искусство». Так что можно  утверждать, что когда театр имени Горького в 1977 году был удостоен почетного звания «Академический», то была здесь определенная толика  заслуг  и газеты «Комсомолец».

Отдельная история- значение газеты в моей жизни. Газета стала неотъемлемой частью не только театра, но и в личной биографии. На её страницах я сделала свои первые шаги как журналиста, что было (аж!) в 1969 году. Тогда в газете «Комсомолец» появилась информация учащейся второго курса театрального отделения РКПУ — «Вам, вступающим в жизнь! «Училище-клуб». Это моя первая опубликованная информация, которая была посвящена культ­просветучилищу.

Сотрудники отдела (уже официального) культуры — Наталья Старцева, Дмитрий Пэн и, конечно, Марина Каминская — оказывали мне всегда всяческую помощь в освоении иной профессии. Помогали всегда — и в трудные периоды жизни.

Наталия ПЕРМИНОВА,
член Союза театральных деятелей и Союза журналистов