• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
3 июл 2025 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
  • Спасти газету
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Век НВ
  • Спасибо, голубь, спасибо, птица

Спасибо, голубь, спасибо, птица

ВЕК «НВ»
Дата публикации: 23 сен 2011 г.

В недавнем спецвыпуске «Фазенда» мы поместили рассказ нашего постоянного автора Юрия Харчука о человеке, который убежден, что домашний голубь — очень полезная птица. Общение с ним помогает снимать стресс.

Марина Каминская
Марина Каминская
1867

Читатели «Большевистской смены» 1930-х годов о том, что такое стресс, возможно, и не слыхивали: тогда это слово не было так распространено. Зато о полезности голубей могли бы сообщить много чего интересного. В том числе и благодаря публикациям в «Большевистской смене».

«Секретарь Кировского райкома г. Ростова получил со станции Морской необыкновенную телеграмму, — информировала «БС» 23 июля 1936 года. — Вот что пишут пионеры школы № 12 из лагерей: «Привет от пионеров школы № 12 Кировского района. Хорошо живем, кушаем, отдыхаем. В Ростов привезем не менее 4 килограммов каждый».

Эту телеграмму принес почтовый голубь. Каждую пятидневку ребята пишут маленькую записочку, привязывают ее к ноге голубя, и он летит в Ростов, на почтовую голубиную станцию Кировского райосавиахима».

Прошло две с половиной недели, и в «БС» появилось следующее сообщение на эту тему. Картина — еще более впечатляющая: «Комитет служебного голубеводства союза Осавиахима с 1 августа объявил междугородный звездно-эстафетный перелет почтовых голубей. Для этой цели голубиная станция Краевого совета Осавиахима выделила 20 голубей, пивзавод «Заря» — 11, Дворец пионеров — 4 голубя. Остальных голубей представили индивидуальные члены комитета почтового голубеводства.

На днях 103 голубя были пущены с Белой Калитвы до Ростова. Это расстояние крылатые гонцы покрыли за 1 час 35 минут, прилетев в Ростов в полном составе. 9 августа эта партия была пущена из Морозовской в Ростов, 12 августа из Кривой Лозы и 15-го — из Сталинграда в Ростов.

Лучшим голубиным станциям и любителям были присуждены ценные премии».

Но что они, эти призы, для истинного голубевода в сравнении с породистой птицей экстра-класса? Голубь — вот лучший подарок…

Нашла Нюся кошелек

Эту заметку «Большевистская смена» опубликовала 10 мая 1937 года, озаглавив просто, но значительно: «Честность». Такие истории при любом политическом режиме трогают до глубины души:

«Ученица третьего класса начальной школы станицы Голубинской Белокалитвинского района Нюся Куликова нашла на улице кошелек с деньгами. В нем оказалось 140 рублей».

Как уж искали потерявшего? Но в заметке сообщалось, что это кошелек с деньгами принадлежал колхознику артели «Красный путиловец» тов. Пятибродову. «Деньги, — писала газета, — немедленно были возвращены тов. Пятибродову».

Эх, если б так же поступал каждый…

Первый пожарный мотоцикл на Дону появился еще летом 1937 года

«На днях Ростовская пожарная охрана получила от Ленинградского завода «Промет» пожарный мотоцикл. Замечательное произведение техники завода «Промет» — пожарный мотоцикл с коляской — снабжен центробежным насосом, который способен выбрасывать до 600 л воды в минуту, причем выбрасываемый им столб воды равен 70 метрам высоты. Кроме того, мотоцикл имеет запасные пожарные шланги.

Мощность его мотора — 12 лошадиных сил, скорость — до 70 км/ч. Мотоцикл берет с собой трех человек команды» — писала наша газета (тогда — «Большевистская смена») 22 июля 1937 года.

Заинтересовавшись этим сообщением, я узнала, что в СССР с 1934 по 1939 гг. выпустили 180 пожарных мотоциклов. Но что же тот, первый в Ростове? Как себя проявил? Не обрел ли в итоге, отслужив свое, пристанище в чьей-то коллекции ретро-техники или собрании редкостей, связанных с историей пожарного дела на Дону?

Я позвонила в Ростовский центр противопожарной пропаганды, однако там об этом мотоцикле ничего не слышали. Но посоветовали обратиться к ветерану донской пожарной охраны — Михаилу Борисовичу Карницкому.

— Я изучал довоенные документы, связанные с работой ростовской пожарной охраны, упоминания о таком мотоцикле мне не встречались, — сказал Михаил Борисович. — Более того, в 1948 году я учился в пожарно-техническом училище в Харькове, в нашем расписании был предмет «Пожарная техника». Нас знакомили с различными видами пожарно-технического вооружения, но пожарный мотоцикл мы не проходили.

Что за детективная история? Куда исчез тот первый в Ростове пожарный мотоцикл?

На этот счет у Михаила Борисовича такая версия. Описанный в «БС» пожарный мотоцикл мог бы использоваться при тушении небольших пожаров в лесу или поле, но лишь при условии, что рядом с пожаром был водоем, колодец или хотя бы бочка с водой (ведь собственного резервуара у него не было). Но поскольку такое совпадение — большая редкость, ростовские пожарные не стали связывать с тем «произведением техники» больших надежд. Скорее всего его просто передали одному из районных инспекторов пожарной охраны для боле эффективной повседневной работы, включая профилактическую.

…О пожарных мотоциклах вспомнили в России вновь буквально в последние годы. Теперь это уже куда более мощная и скоростная техника, оснащенная огнетушителями, комплектом необходимых инструментов, «аптечкой». Ожидается, что с их помощью удастся оперативно ликвидировать небольшие, «точечные» пожары. В частности, возникающие в результате автоаварий.

Такие мотоциклы появились недавно в Москве, Иркутске, а также у наших соседей — в Краснодарском крае. И, как сообщили «НВ» в пресс-центре Главного управления МЧС РФ по Ростовской области, в недалекой перспективе пожарные мотоциклы появятся и у нас, на Дону. Вероятно, у них будет более счастливая и яркая судьба, чем у их собрата с «Промета».

Говорим — синие, подразумеваем — белые

Многие считают, что военно-исторические игры с реконструкцией сражений появились на Дону уже в перестройку. Однако, листая подшив «Большевистской смены» за 1940 год, я обратила внимание на публикацию «Военно-тактическая игра «Взятие Ростова». О ней в номере за 6 января читателям рассказывал зам. начальника штаба СКВО полковник Бармин. Конечно, в сравнении с нынешними та реконструкция, скорее условно историческая, но все равно — любопытно.

«В честь 20-летия освобождения Ростова от белогвардейщины сегодня проводится большая военно-тактическая игра «Взятие Ростова», — сообщал тов. Бармин. — В игре примут участие рабочие отряды и доблестные бойцы Красной Армии. Общее количество участников достигнет 5000 человек.

В 9 часов утра развернутся боевые двухсторонние действия. При поддержке артиллерии с резервом конницы сторона «красных» начнет наступление с северной окраины города».

А что же белые? Они в этой игре именуются «синими». «Синие» тоже сосредоточат крупные силы, завяжутся ожесточенные бои, но…

«Не выдержав натиска «красных», «синие» отступят, — напоминает Бармин события недавней на тот момент истории. — Жаркие бои разыграются на Ворошиловском, Буденновском проспектах и ул. Энгельса».

И вот — апофеоз: «Мощное наступление по всему фронту «красных» с нанесением главного удара правым флангам отрежет путь обороняющимся частям «синих» за реку Дон, нанесет окончательное поражение «синим» в самом городе».

Тов. Бармин заключил свой рассказ тем, что в этой игре участвуют и ветераны Гражданской войны, в том числе те, которые сами воевали за Ростов.

Игра завершилась по сигналу «отбой», но это был еще не финал. Продолжение следовало на Театральной площади: там собирался большой митинг. Присутствовали на них «синие» (то есть — белые)? В игровых ли были они мундирах или успевали переодеться, чтобы какой отчаянный пионер не запустил во «вражину» из рогатки? Об этом теперь мы можем только догадываться.

Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Гонки по спирали
Гонки по спирали

В донском минтрансе вернулись к давно забытой и отвергнутой идее ростовского монорельса

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
→
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы
  • Политика конфиденциальности персональных данных

Разработка сайта: INTEGRANTA