Еще лет 20 назад в нашем обществе велись дискуссии на тему: «Достойны ли эстрадные исполнители выступлений на сцене драматических театров — этих храмов искусства?» Особенно если речь шла не о прославленных мастерах эстрады, а звездочках­однодневках.

Но сцены драмтеатров ко многому давно привычны, много чего  выдерживали. «25 января в театре им. Горького состоится общегородской вечер физкультурной самодеятельности, ­ писала «БС» в 1937 году.­ Спортсмены «Ростсельмаша», «Динамо», «Спартака», «Буревестника», техникума физкультуры, сборные дружины лучших гимнастов города и  профсоюзов в этот вечер продемонстрируют перед многочисленными зрителями свои достижения в области снарядной и художественной гимнастики, фехтования на эспадронах и с винтовками, акробатики, борьбы, бокса и др.»

Ожидалось, что на этом вечере выступят более 500 спортсменов. Нынешнего читателя, который хотя бы однажды бывал в театре им. Горького, не может не удивить  подробность: «Спортивные выступления будут сопровождаться симфоническим оркестром театра им. Горького под руководством дирижера Цвайга».

В драмтеатре им. Горького был свой симфонический оркестр? Но где же он там размещался? Прямо на сцене? За кулисами? Ведь оркестровой ямы в этом театре нет.

С этими вопросами я обратилась к Наталье Перминовой, долгое время работавшей там заведующей литературной частью.

В воспоминаниях актеров из труппы Завадского, которая работала у нас в конце 1930­х годов, есть упоминания о том, что в театре тогда была очень длинная оркестровая яма. А еще прежде великий Таиров ставил на сцене нашего театра «Оптимистическую трагедию». Действие сопровождалось игрой симфонического оркестра, который играл и потом, на вокзале — во время проводов Таирова и его жены ­ знаменитой актрисы Алисы Коонен.

По мнению музыковеда Галины Калошиной, ростовские театры в музыкальном оформлении спектаклей следовали примеру столичных. А в 1930-­х годах прошлого века во всех крупных московских театрах были симфонические оркестры. Ведь ведущие театральные режиссеры были убеждены, что именно оркестровая музыка с ее широкими возможностями наилучшим образом создает эмоциональную атмосферу спектакля. А уж как воздействует на зрителей!