
Первая книга о Ростовской области
Первый конкурс на лучшую книгу о Ростовской области был объявлен в связи с юбилеем, но не Ростовской области, а Великой Октябрьской социалистической революции.
Инициатором конкурса стало наше областное книжное издательство. К участию приглашались как отдельные авторы, так и творческие коллективы. «Большевистская смена» обращала внимание на одно из важных условий конкурса: книга должна быть написана в живой, публицистичной манере. Издательство обещало организовать в случае необходимости консультации
Похоже, что предполагалось выпустить в свет даже несколько книг, посвященных различным сторонам жизни Ростовской области, но… Едва ли этот план осуществился. Ведь сообщение о конкурсе наша газета опубликовала 13 апреля 1941 года, подать заявки на участие следовало до 1 июня 1941 года, сдать рукописи — к 1 июню
С мечтой о небе
В 1930е годы кумирами молодежи были авиаторы. Не все, мечтавшие о полетах, стремились последовать их примеру и стать профессиональными летчиками, но для многих авиация была серьезным увлечением.
«По инициативе комсомольца — студента института инженеров железнодорожного транспорта тов. Тинякова — при ростовском аэроклубе создано конструкторское бюро, — сообщала «БС» в январе 1937 года. — Бюро заканчивает сейчас строительство учебного двухместного буксировочного планера и завершило расчеты одноместного рекордного планера типа «Чайки», который будет строиться при Дворце пионеров».
Потрясающий размах. Но, пожалуй, еще больше читателей «БС» впечатлила заметка, опубликованная три месяца спустя: «В совхозе «Гигант» открылся филиал аэроклуба, в котором совхозная молодежь впервые занялась изучением искусства пилотажа.
При клубе организован летный отряд. Готовит пилотов лейтенант — отличник аэроклуба тов. Пилипченко.
При аэроклубе имеется уже два планера. Планерное дело изучают сейчас 50 человек. Изучив планер, они перейдут на самолеты».
И тут же еще одна вдохновляющая новость: есть планы построить к лету в центральном парке Зернограда парашютную вышку.
Праздник с испанским акцентом
Со времен перестройки Первомай для большинства россиян — не больше, чем дополнительный выходной. Но 75 лет назад, в год, когда образовалась Ростовская область, было, конечно, поиному. «В цехах идет разучивание песен, мы отпечатали восемь тысяч экземпляров, — рапортовал 18 апреля со страниц «Большевистской смены» комсомольский секретарь Лензавода В. Зонтов (речь, видимо, о тех песнях, с которыми комсомольцы собирались выйти на демонстрацию). — В ночь на второе мая во дворце им. Ленина проводится большой маскарадный вечер. Для молодежи готовится концерт, будут игры, танцы.
Второго мая будет устроена выездка в однодневный Дом отдыха…»
Последующие публикации в «БС» помогают воссоздать картины Ростова праздничного: на центральной площади города — Театральной «макеты, отображающие стахановское движение». Кроме того, портреты самих стахановцев и — «большой барельеф Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина». А вот площадь им. Карла Маркса была убрана испанскими плакатами, портретами испанских коммунистов и комсомольцев. Это было необычно, но вряд ли когото удивляло: в Испании шла гражданская война, СССР горячо поддерживал республиканцев, судьба Испании искренне волновала отзывчивый советский народ.
Купить питомца зоопарка
Весной 1937 года «БС» наверняка обрадовала любителей домашних животных известием о скором открытии магазина Ростовского зоопарка, который в те годы чаще называли зоосадом. Вероятно, это была своего рода сенсация. Домашних питомцев в то время обычно покупали на птичьих рынках, а тут открывается магазин, да еще такой: «Сотни птиц порхают в просторных клетках… В больших аквариумах плавают блещущие яркой окраской рыбки. В беспрерывном движении проводят день белки. Кролики, морские свинки с любопытством смотрят изза проволочной сетки.
Помещение художественно оформлено. На стенах картины, отображающие богатую фауну нашей страны».
Похоже, что это был самый необыкновенный зоомагазин за всю историю Ростовской области. Ведь когда и в каком еще зоомагазине вы увидели бы сотни птиц и картины на стенах?! Такое и сегодня было бы в диковину.
Лилипуты зажигают
Люди старшего поколения — любители цирковых представлений — часто ворчат по поводу качества современных программ. Мол, нынешний цирк — не то, что прежний. Прежде был чистый цирк, беспримесный. А теперь нередко — чтото среднее между цирком, театром и эстрадой.
Есть в этом мнении своя правда. Но цирку свойственно меняться. В 1973 году, к примеру, в цирковых программках были номера традиционных цирковых жанров, зато раньше…
«Большевистская смена» писала 28 мая 1937 года, что Ростовский госцирк открыл сезон хорошей программой. Что же в ней было? Из знакомого нам жонглеры на проволоке, воздушные гимнасты, дрессированные лошади и собачки. А еще в этом старом добром цирке выступал сатирикфельетонист, а одна актриса изображала сцену на балу из популярного тогда зарубежного музыкального фильма «Петер»… Вы можете представить нечто подобное на современном цирковом представлении?
Гвоздем же программы наш тогдашний рецензент назвал …киноджаз лилипутов! «Полюшкополе», «Каховка», «Дагестанская лезгинка», «Еврейская народная» и ряд других музыкальных произведений исполняются участниками джаза на высоком уровне», — свидетельствовал он. Причем, учитывая специфику времени, трудно представить, чтобы музыканты позволили себе при исполнении такого репертуара (напомню, что «Каховка» и «Полюшкополе» — песни революционные, серьезные) какието вольности. Значит, все было, как на концерте в филармонии. И такую странную, на наш взгляд, программу считали хорошей цирковой!

