Волгоградцы предложили поместить на новой банкноте достоинством в 200 рублей, которая появится в будущем году, изображение монумента Родины-матери на Мамаевом кургане.
Думается, это предложение найдет отклик и у жителей других регионов. Ведь «Родина-мать зовет!» – это больше, чем монумент. Это – один из символов нашей Победы.
Ростовчан, и прежде всего людей старшего возраста, эта инициатива особенно обрадовала. Ведь автора этого величественного монумента – скульптора Евгения Вучетича – многие здесь считают своим земляком.
На самом деле родился Вучетич в Екатеринославе, как в то время назывался нынешний Днепропетровск, его раннее детство прошло на Кавказе, а потом семья переехала в Ростов. Именно здесь и развился его незаурядный художественный дар.
8 апреля 1934 года наша газета («Большевистская смена») напечатала любопытный репортаж. Название у него было «дежурное»: «В мастерской скульптора». Но он отличался от многих других публикаций в периодике тех лет живостью изложения и необычным подходом. Это был репортаж из мастерской Вучетича.
«Он торопливо ставит на стол свои работы. Бюст Ленина. Голова Пушкина. А вот целая группа, полная движения и поэзии: «Медведи в лесу» по известной картине Шишкина. Это произведение еще незрелого скульптора, еще грубоваты детали, но ясно, что этот 15-летний подросток Евгений Вучетич незаурядный талант».
– Это какое-то недоразумение или опечатка, – скажет знаток творчества Вучетича. Весной 1934 года Вучетичу было не 15, а 25 лет! Он успел уже пройти курс обучения в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств и вернуться в 1933 году в донскую столицу.
Все верно, и наш коллега из тех далеких лет Аркадий Самойлов ничего не напутал. Просто он хотел немножко заинтриговать читателя, вот и совершил небольшое путешествие во времени, в тот день, когда Вучетич пришел поступать в Ростовскую художественную школу, преобразованную потом в Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова.
Оказывается, набор учащихся был уже завершен, но, как сообщал наш автор, на заявлении Вучетича положили резолюцию: «Принять вне очереди сверх комплекта».
«И вот теперь он уже скульптор. Он стоит в мастерской возле большого, в человеческий рост, бюста Иосифа Сталина», – писал журналист, возвращая читателей в апрель 1934-го.
У этого репортажа явно была цель обратить внимание тех, кто при власти, на трудности и преграды на пути молодого таланта. В то время в донской столице шло строительство нового театра (то есть драмтеатра им. М. Горького) и гостиницы «Интурист».
В репортаже описывается, как принимались проекты горельефов для украшения фасада гостиницы, выполненные Вучетичем и ростовским художником Сергеем Корольковым.
– Это замечательно, – сказал начальник строительства Стамблер и пообещал, что этим мастерам доверят работу и над горельефами для украшения театрального фасада. А главный инженер против! Не против конкретных мастеров или их проектов, а против лепнины на фасадах. Построили дом, и хорошо – настаивает главный инженер.
Вучетича это все очень печалит. Он уверен, что фасады новых зданий гостиницы и театра должны украсить горельефы. К тому же если он не получит такой заказ, ему придется покинуть стены этой мастерской, которая принадлежит строительной организации. Сам же скульптор, как писал наш корреспондент, жил в сыром доме на Собачьем хуторе.
И вот чем завершался этот репортаж: «Евгений прислонился к большому бюсту Сталина. Он отдал этой работе много здоровой энергии и времени. Бюст готов. Больше нет глины, гипса в мастерской, надо идти тратить время, отрываться от искусства, чтобы доказывать людям свое право на работу».
В 1936 году по совету Щуко, одного из именитых архитекторов - создателей здания нового театра, Вучетич уехал в Москву. О дальнейших вехах его биографии известно довольно широко: участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и знаменитой библиотеки им. Ленина, добровольцем ушел на фронт. После ранения был зачислен в Студию военных художников им. М. Б. Грекова. Прославился на весь мир как автор скульптуры советского солдата в берлинском Трептов-парке и монумента Родине-матери на Мамаевом кургане.
А публикация 1934 года в нашей газете, вероятно, помогла в споре о том, быть или не быть горельефам на здании новой гостиницы и драмтеатра, добавила очки в пользу молодого мастера. Кстати, в 1936 году на Театральной площади донской столицы появился впечатлявший современников фонтан «Атланты». Автор этих скульптур – Евгений Вучетич.