Секреты и загадки автора «Королевства кривых зеркал»


Юнкор «Внучат», редактор «Пионерки»

Наверное, для большинства наших читателей «Королевство кривых зеркал» – один из любимых фильмов детства. Мне в нем нравилось все, кроме песни в победном финале приключений Оли и Яло, какой-то уж слишком пионерской.

Я совсем не против пионерии, но эти звуки были для меня разрушением сказки.

А вот для автора сказочной повести «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева, как я поняла потом, читая эту и другие его книги, пионерские песни почти что волшебные. Даже воспоминание о них придает персонажам сил.

Думаю, против такого определения пионерских песен возражать бы Губарев не стал. Сам мог поставить слово «волшебный» рядом даже со словом «коммунизм». Так и писал, вспоминая первые школьные годы, себя, одноклассников: «Верили, что мир, именуемый волшебным словом «коммунизм», обязательно наступит».

Виталий Губарев родился в 1912 году в Ростове в потомственной учительской семье. Детство провел на хуторе, у бабушки, которая заведовала начальной сельской школой. Рос, как писали прежде, без отца, погибшего в Первую мировую. Но потом в статьях о его жизни стало сообщаться, что отец Губарева – потомственный дворянин, участвовал в Гражданской войне на стороне белых, эмигрировал в Штаты. Так ли это, а если да, то был ли Губарев посвящен в эту семейную тайну и когда – это все вопросы без ответа.

Литературным сочинительством он увлекся еще в детстве. Его первая пьеса ожила на сцене народного дома благодаря бабушке и ее ученикам. Автору было 12 лет.

Путевку в литературную жизнь Губареву дал педагог, писатель и редактор северокавказской краевой газеты «Ленинские внучата» Полиен Яковлев. Он публиковал опусы юного автора и во «Внучатах», и в детском журнале «Горн».

Через «Ленинских внучат» Виталий Губарев состоит в дальнем родстве и с нашей газетой. Первые выпуски «Ленинских внучат» создавали сотрудники ростовской газеты «Молодой рабочий». Потом «Внучат» переформатировали. Обновленную редакцию возглавил Яковлев. А вскоре «Молодого рабочего» соединили с другим изданием и назвали новую молодежку «Большевистской сменой». Это – известная предшественница «Нашего времени».

Похоже, что между «Большевистской сменой» и «Ленинскими внучатами» существовали творческие контакты. Не исключено, что авторами заметок об инициативах донских школьников, достижениях юных техников, юннатов, которые публиковались на страницах «Большевистской смены», были юнкоры «Ленинских внучат». Возможно, что и Виталий Губарев.

Журналистика ему нравилась. Успехов добился завидных. В 16 лет стал собкором по Северо-Кавказскому краю «Колхозных ребят» – издания для сельской пионерии, младшего брата «Крестьянской газеты». Его приняли в ее центральный аппарат с переездом в Москву. Он работал в «Комсомольской правде», был ее фронтовым корреспондентом. А после войны в течение двух лет – главным редактором всесоюзной газеты «Пионерская правда».

Сегодня Виталия Губарева часто называют одним из создателей легенды о Павлике Морозове. Он едва ли не первым в центральной прессе написал большую статью об убийстве Павлика и его младшего брата. По официальной тогдашней версии – родственниками отца, которого помог разоблачить как пособника кулаков юный пионер. Время спустя из-под пера Губарева вышла о Павлике Морозове повесть, затем – пьеса.

В истории о гибели братьев Морозовых и по сей день остаются темные места, однозначно толковать ее трудно. Чем зацепила она Губарева? Напомню, кстати, что не только его. Живой классик Максим Горький считал обязанностью писателей воздвигнуть своими произведениями памятник смелому мальчику Павлику Морозову. Павлик для Губарева – это герой, приближающий тот самый мир, именуемый волшебным словом «коммунизм»…


Судьбоносное «Королевство»

Очертания «Королевства кривых зеркал» стали возникать перед мысленным взором Виталия Губарева вскоре после войны. Впервые книга вышла в свет в 1951 году.

Мне доводилось встречать мнение, что эта сказочная повесть – фига в кармане советскому всесильному вождю Сталину и построенному им обществу тотальной лжи. И Зазеркалье, в которое попадает Оля – юная и чистая душа с пионерским галстуком на шее, не что иное, как завуалированная пародия на СССР, сталинскую пропаганду, интриги внутри советской верхушки.

Мысль интересная, только стоит ли искать между строками этой сказки какую-то оппозиционную подкладку?

Книга «Королевство кривых зеркал» оказалась для Губарева очень важной. С нее в его жизни начался новый этап как писателя-фантаста, писателя-сказочника. Она привела его в художественный кинематограф. Благодаря ей Виталий Губарев встретил свою большую любовь.

…Их знакомство произошло в кабинете режиссера Александра Роу накануне съемок фильма «Королевство кривых зеркал». Открылась дверь, вошла тетушка Аксал (Ласка), королевская стряпуха. Это была актриса Тамара Носова в гриме, костюме своей будущей героини.

Роу представил ей находившегося в кабинете мужчину (автор сказки и киносценария Губарев), но она едва кивнула в его сторону. Ей было не до незнакомца. От разговора с Роу зависело, возьмет он ее в свой фильм или нет. Зато незнакомец не сводил с нее глаз.

Тамара Носова в образе тетушки Аксал Роу понравилась. Ей предстояла работа в Ялте. Она вышла из кабинета, и Губарев поинтересовался, когда будут сниматься сцены с тетушкой Аксал…

Носова вспоминала, что там, в Ялте, Губарев сделал ей предложение, и это было неожиданно и романтично.

Для пятидесятилетнего Губарева это был второй брак, для тридцатишестилетней Носовой – третий. Они прожили вместе шесть лет. Для Носовой это были самые счастливые годы ее жизни.

Они расстались потому, что теща, приемная мать Носовой, к которой она была привязана как к родной, не поладила с зятем. Жить с мужем отдельно, оставив старую мать без присмотра и заботы, Носова не решилась.

Губарев вскоре нашел новую спутницу жизни, но, по словам Носовой, еще долго чуть ли не каждый день ей названивал.

Фантастическую повесть «В тридевятом царстве» Губарев написал на излете их с Носовой совместной жизни. И, безусловно, для любимой Тамары. Не как посвящение актрисе Тамаре Носовой, а как основу для фильма с ее участием.

Эта книга словно продолжение «Королевства кривых зеркал», словно история повзрослевшей Оли. 17-летняя советская лыжница Оксана едет на международные спортивные соревнования в крошечное государство Карликия и оказывается в водовороте событий государственной важности. Ведь ее принимают за сбежавшую накануне из дворца юную королеву Изабеллу! Приходится занять трон…

Оксана решает доверить свою тайну садовнице Марго, и та становится ее верной помощницей. Садовницу Марго Виталий Губарев и придумал для Тамары Носовой. Она действительно сыграла эту роль в фильме, который называется, как и книга, «В Тридевятом царстве».

В этой фантастической повести довольно неожиданный финал. Ждешь убедительную победу добра над злом, как в «Королевстве кривых зеркал», того, что Оксана изменит жизнь Карликии, возможно, перевоспитает Изабеллу, однако ничего этого не происходит. Правда, правят Карликией не такие злодейские злодеи, как в Зазеркалье, но едва ли не единственное, что успевает Оксана, – это отменить запрет на забастовки угольщиков да пожаловать титулы Марго и ее жениху…

Мир, именуемый волшебным словом «коммунизм», не наступает даже в сказке. Губарев сообщает читателям, что королева Изабелла пока остается на троне. И что стоит за этим «пока» – каждый решает сам.