«Мы раскроем таланты каждого ребенка». «С нашей помощью любая мама найдет подход к своему малышу». «Эти нехитрые занятия превратят самого нерадивого ученика в вундеркинда»…

Такие предложения сегодня часто встретишь в Интернете, на рекламных щитах. Однако в редакцию регулярно поступают взволнованные обращения мам: «Мой малыш не хочет ходить в садик. Как быть?», «Как сделать, чтобы ребенок без боя садился за уроки?», «Мои дети не умеют делиться»… А как часто на работе чуть ли не всем коллективом мы собираемся, чтобы обсудить, что делать с нашими «редакционными» детьми или внуками! Очевидно, что, несмотря на обилие предложений по воспитанию и развитию подрастающего поколения, многие родители остаются один на один со своими проблемами. Иногда мамы с папами просто не знают о существовании учреждений, где производят психологическую, физиологическую или интеллектуальную коррекцию развития ребенка. Что в некоторых садиках малыша можно оставить на пару часов. Что ряд услуг даже в частных заведениях, не говоря о государственных, оказываются бесплатно. А подготовить ребенка к школе можно и в домашних условиях… Чтобы помочь нашим читателям разобраться в том, что предлагает сегодня наше общество и наука, мы открываем рубрику «Растем вместе». Она посвящается проблемам дошкольного и раннего школьного возраста.

Здесь вы сможете пообщаться с педагогами, физиологами, психологами, педиатрами, другими родителями. Мы обратимся к опыту частных детских садов и центров развития детей, предлагающих всевозможные варианты развития дошколят. Что они представляют собой на самом деле? Площадки, где опытные специалисты, не сдерживаемые нормативами, показателями и всевозможной бюрократической отчетностью, способны воплощать инновационные идеи и теории, помогая семьям растить счастливых и умных детей, или же это «островки вседозволенности», неподконтрольные никому и ничему? С этим вопросом мы решили разобраться в первую очередь.

И обратились к директору некоммерческого партнерства по содействию в развитии частных детских учреждений Дмитрию Жукевичу.

— Так что же такое частные детские садики — «островки вседозволенности» или свобода в развитии детей?

— Для детей — «островки» свободы творчества и самовыражения. Для родителей — возможность выбрать ту среду для развития и времяпровождения, которую они считают наиболее подходящей, полезной для ребенка. Для государства — подспорье. Частные детские сады отчасти решают проблему нехватки мест в государственных дошкольных учреждениях. А вот с точки зрения чиновников мы действительно представляемся «островками вседозволенности».

Часто детские сады организованы индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не лицензируется. То есть проверить нашу работу отделы образования не могут, и это их настораживает.

Но при условии лицензирования у нас не будет свободы в выборе программы, мы не сможем экспериментировать. Нашлись же варианты форм работы с семейными детскими садами? От них лицензии не требуются, а мама-воспитатель еще и деньги от государства получает. Наше партнерство по большей части и было создано для того, чтобы подготовить предложения по изменениям законодательства в сфере дошкольного образования.

— Если их примут, деятельность партнерства на этом закончится?

— Совсем нет. Со временем мы планируем стать саморегулируемой организацией. Вообще же основная наша цель отражена в названии: содействовать развитию частных детских учреждений. Мы не конкретизировали их форму. Таких учреждений сейчас много. Сначала в НП были только садики и центры, теперь и студии, и детские клиники. Для дошкольников сегодня предлагается много нового, но законодательство в этой сфере нечетко прописано. С одной стороны, это дает определенную свободу, с другой — делает наши учреждения более уязвимыми. Поэтому НП занимается еще и защитой своих членов в госорганах. Здесь мы можем оказать значимую помощь. На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем Центра поддержки предпринимателей в Батайске, так что постоять за предпринимателей могу. В будущем НП планирует принимать участие в организации научных исследований, разработке методических пособий по воспитательным, образовательным программам, проведении выставок, конференций.

— Куда следует обращаться родителям, если какие-то моменты в работе частного детского сада их не устраивают?

— Скорей всего, сначала нужно обратиться к руководителю заведения. Если с его стороны не предпринимаются меры, можно прийти к нам. Контроль за качеством оказываемых услуг — одно из условий членства в НП. Если это не члены НП, нужно писать заявление в Роспотребнадзор, местный отдел образования, полицию.

— А как правильно выбрать частный детский сад, чтобы никуда не пришлось обращаться?

— Обратите внимание на интерьер, на то, достаточно ли площади, чисто ли вокруг, висит ли расписание. Спросите у руководителя о квалификации сотрудников. Это не коммерческая тайна, он должен ответить на поставленный вопрос. Вообще родителям следует задавать любые интересующие их вопросы и получать на них ответы. Полученная от руководителя информация должна быть зафиксирована в договоре. Договор обязательно должен быть заключен. Хорошо, если при его подписании вам продемонстрируют учредительные документы. А вообще перед тем, как отдавать ребенка в садик, мамам и папам следует поинтересоваться, например, в том же Интернете, что сегодня могут предложить ребенку для его развития? Решить для себя, что лучше выбрать, и искать тогда уже то, что им конкретно подходит. Выбор предложений, по крайней мере, в городах — сегодня широк.

«Стирайте» с удовольствием

«Отойди от воды!», «Не лезь — намочишься!», «Перестань разводить лужи — заболеешь!» Как часто приходится слышать эти слова от родителей. Между тем играть с водой, скорее, полезно, чем вредно, нужно только правильно организовать ребенка.

Наденьте на малыша фартучек. Поставьте перед ним тазик с теплой водой. Положите туда шарики для настольного тенниса и сито. Рядом поставьте пустую миску. Пусть мама покажет, как вылавливать ситом шарики и складывать их в миску. Даже непоседливые двухлетние дети проводят за таким занятием более часа. У ребенка происходит процесс познания: шарики остаются в сите, а вода проливается сквозь. Для малышей такие действия сопоставимы с работой (с любимой работой!). «Работая», дети тратят много энергии, но при этом получают крайнее удовлетворение. В результате они становятся спокойнее, лучше спят.

Конечно, родителям нужно следить за тем, чтоб вода в тазу оставалась теплой, не прерывать ребенка. Занятие должно прекратиться тогда, когда он сам захочет. Нам же не нравится, когда приходится внезапно оставлять любимое дело. Если насильно отстраните малыша от того, чем он увлечен, спровоцируете стресс.

При правильном подходе такие занятия способствуют налаживанию контакта, понимания между родителями и ребенком. Например, подливая теплой воды в таз или заменяя ее, вы должны объяснить малышу, что совсем скоро он продолжит играть, пусть только подождет чуточку. Разумеется, не обманывайте его. Так формируется доверие. Обязательно поставьте рядом с тазом миску, куда будут выкладываться шарики. Таким образом ребенок приучается к порядку.

Вместо шариков можно организовать «стирку». Или вместо воды можно набрать в таз крупы. Не жалейте: насыпьте несколько килограммов. Спрячьте в крупе много предметов. Поставьте рядом миску. Покажите, как вы находите предметы и кладете их в емкость. За этим делом дети также проводят много времени. Увлеченный процессом малыш не потянет ничего в рот, однако о бдительности родителям, разумеется, забывать не стоит.  

Такие занятия развивают ребенка, позволяют затрачивать максимум энергии, избежать агрессии, болезней. Как это происходит? Если ребенок тратит энергию только при физических нагрузках, он часто перевозбуждается. Избыток энергии малыш может выплеснуть и в виде агрессии. Ее вспышки отрицательным образом сказываются на формировании характера, однако если их не будет, возбудимость уйдет внутрь. Появятся психосоматические расстройства. Ребенок попросту начнет болеть. Чтобы этого не было, правильно организуйте деятельность своих малышей.  

Разумеется, для каждого возраста свойственны свои занятия, способные не только надолго увлечь ребенка, но и принести пользу в его развитии. О том, чем и когда лучше заниматься с детьми, мы расскажем в выпуске рубрики «Растем вместе», в материале, посвященном технике Марии Монтессори.

Кто­-то ходит в садики, кто­то нет. Так или иначе придумывать, как занять ребенка дома, приходится всем. В следующем материале мы приводим один из примеров, как это сделать правильно и с пользой. А чем занимаются ваши непоседы? Пишите нам в редакцию или отправляйте сообщения на электронную почту ntime@rostell.ru.