Удивительно, но ребенок до 6 месяцев способен отличить карточку с изображением ста точек от карточки, где этих точек будет девяносто девять. После 6 месяцев эта способность сохраняется редко, если, конечно, речь не идет о развитии детей по методике Глена Домана.

В этом случае дети и в 10 лет будут замечать не видимые для других различия. В два года, когда некоторые даже толком не говорят, смогут бегло читать, да и вообще кругозор у них будет гораздо шире, чем у сверстников. Возможно, таких удивительных показателей родители и не добьются, но вот то, что они разовьют в своем ребенке память, желание познавать окружающий мир и внимание, это уж точно.

В основе методики американский нейрофизиолог использовал особенность раннего развития мозга. Он принял во внимание, что после рождения и до 7-8 лет нервные клетки нашего головного мозга продолжают делиться, а между ними образовываться нервные связи. Особенно активно этот процесс идет лет до пяти. Причем нервных клеток может быть множество, а вот нервных связей – нет. Между тем  наши знания об окружающем мире, способность мыслить и запоминать во многом зависят именно от того, насколько развиты эти связи. Стимулирование их развития происходит у ребенка за счет поступления большого количества информации извне. Как этого добиться? Ученый показывал детям карточки разной тематики. Условно их можно разделить на три темы:  слова, математика, окружающий мир.

Слова

Они должны быть написаны крупно, буквами в десять сантиметров. Сначала слова будут короткими, потом все длиннее. Слово на карточке должно сопровождаться его произнесением вслух и демонстрацией объекта. То есть показали карточку со словом «мама». Произнесли: «ма-ма». Указали на маму.

Далее из слов составляются предложения. Они тоже произносятся вслух, и действие демонстрируется. Например: «Мама смеется». Мама должна засмеяться.

В день показывается до 10 слов, одна треть из них — новые, остальные те, что уже демонстрировали ранее. Таким образом ребенок переходит от восприятия слова целиком к узнаванию букв и чтению сразу целыми словами.

Математика

Здесь ребенок обучается количественному счету. Малышу демонстрируются карточки с нарисованными кружочками — от ноля до ста. Примерно за два месяца ребенка с ними знакомят, опять-таки называя число. Потом переходят к арифметическим действиям, используя те же карточки. Например: пять минус два равно три. Показывают попеременно карточки с соответствующими кружочками. За один подход родитель должен показать три-четыре примера.

Окружающий мир

Здесь используются карточки с картинками по определенной тематике: грибы, картины художников, ягоды и т. д. Можно использовать даже дорожные знаки. Главное, проговаривать то, что показывается.

Когда малыш подрастет, можно устраивать игры, в ходе которых он, например, будет отыскивать изображение брусники среди других ягод или собирать только съедобные грибы. Нужно искать те формы занятия с ребенком, которые его заинтересуют.

Кстати, если очевидно, что у ребенка «не идут» занятия, «математику» и «слова» стоит отложить, а вот карточки по изучению окружающего мира неплохо бы постараться оставить. С их помощью расширяется кругозор ребенка, развивается его речь. Возможно, именно это поможет избежать занятий вашего малыша с логопедом. Сейчас больше половины детей идут в школу, не выговаривая все звуки. Увы, происходит это зачастую по вине самих родителей. До трех лет ребенка необходимо ограничить во взаимодействии со всякого рода техникой (компьютером, телевизором). Только в этом случае его мозг будет работать сам, а не пассивно поглощать все, что транслируется, не развиваясь должным образом. Именно поэтому и демонстрацию тех или иных нарисованных предметов нужно устраивать ребенку на карточках, а не на экране — пусть не привыкает.

Кстати, занятия по этой методике приучат и маму к тому, что малыша нужно не только покормить-попоить-уложить спать, но и играть с ним, заниматься, разговаривать.

Вообще же, если для мамы проведение занятий составляет большую сложность, от них лучше отказаться. Хотя на само взаимодействие с ребенком в день будет уходить по 10-15 минут. По пять минут утром, в обед и вечером. При необходимости от одного из занятий можно отказаться.

Стоит отметить и тот факт, что одной лишь методики Глена Домана для нормального развития ребенка недостаточно. Не стоит забывать, что малышу необходимо работать руками, что его познание мира происходит через тело. Поэтому, в зависимости от возраста, нужно позволять ему помогать на кухне, делать «сороку-ворону», лепить из пластилина, ходить на занятия Монтессори, просто резвиться.  Исходить из своих возможностей и особенностей ребенка.

Ростовчанка Татьяна Штайдо занималась по методике Глена Домана с обоими своими детьми. Вот что она говорит:

— Обе мои  девочки не стали читать в два года, не могут определить, где на картинке сто точек, а где чуть меньше. Возможно, я не так тщательно занималась с ними, как оно того требует. Но я и не ставила перед собой цели добиться конкретных результатов. Я просто старалась не упустить тот период, когда у детей активно формируются нервные связи. Сегодня мои девочки довольно развитые. Не думаю, что причина кроется только в том, что мы с ними занимались по методике Глена Домана. Мы ходили и в группы Монтессори, и другие занятия посещали. В общем, уделяли детям внимание. Пожалуй, это главный момент и в воспитании, и в развитии.