Развивающая методика Воскобовича не дает сногсшибательных результатов. Занимаясь по ней, дети не начинают читать в два–три года, умножать до школы двузначные числа, зато никогда не путают, где лево, а где право, хорошо знают, что такое диагональ. Они внимательны, усидчивы, с удовольствием ходят в школу.

В Ростове технологию развития Вячеслава Воскобовича используют в пансионе «Академия сказочных наук». Директор пансиона Галина Жукевич изначально рассчитывала опираться в развитии детей на теорию Марии Монтессори, «не натаскивающую» детей на определенные результаты, но развивающую. Однако помещение садика было невелико, а необходимые для развития по этой технологии предметы занимали много места. Поразмыслив, педагог решила в своей работе использовать методику Вячеслава Воскобовича, когда посредством игры дети закрепляют те или иные навыки, у них активно развиваются моторика, образное мышление. Плюсы выбранной технологии были очевидны: игры компактны; их можно организовать в любой комнате; все предметы дешевы (картонные фигурки, резинки и липкие ленты для одежды, пластмассовые детали, деревянные кубики). В свое время папа–инженер придумал и использовал все эти наработки для развития своих детей дома, так что технологию по–прежнему легко использовать как в домашних, так и садовских условиях. Рассчитана она и на коллективные, и на индивидуальные занятия. Играть в игры могут как двухлетки, так и выпускники начальной школы. Причем одни и те же приспособления подойдут для детей разных возрастов.

Итак, в основе всего лежит сказка о Фиолетовом лесе. Что это такое? Каждый его представляет по–своему. В этом лесу живут сказочные герои: Малыш Гео, Ворон Мэтр, Паук Юк и десятки других героев. У каждого — свой образ, свой характер. Взрослый читает ребенку сказку о приключениях этих героев, по ходу которой с ними что–то происходит. Шалуны попадают в неприятности, из которых всем остальным их приходится выручать. А выручить можно, только выполнив определенные задания. В процессе выполнения заданий у детей и закрепляются навыки.

От многих методик эта отличается тем, что в ней нет четкого разграничения на приобретение навыков чтения, письма или счета. Внимание уделяется всему в комплексе.

Приспособления используются разные. В предыдущем выпуске рубрики мы рассказывали о том, как можно играть с отрезом ковролина и липкой одежной лентой. Принцип взят из приспособления, которое носит название коврограф «Ларчик». Это квадрат ковролина площадью 1 кв. метр с набором липких лент, фигурок сказочных героев, букв, цифр, других небольших приспособлений. Квадрат разлинован на более мелкие квадраты. Для чего? Например, с 3–4 лет дети начинают знакомиться с координатной плоскостью, которая, как все мы можем представить, разобьет пространство коврографа на 4 части. В каждой из них «поселяют» определенное животное (прикрепляют его картонный образ):  в правой верхней — Павлина, в левой нижней – Лань и  т. д. Почему Павлина — именно в правой верхней части? Потому что слово «павлин» и словосочетание «правая верхняя» сходны по звучанию, и с животным прикрепляется еще и его буквенное обозначение: прикрепляются две большие буквы – «П» и «В». Таким образом ребенок автоматически запоминает, где  право–лево, верх–низ, какому звучанию соответствуют данные буквы. Далее к Павлину, например, захочет кто–нибудь прийти в гости. Для этого необходимо будет проложить путь липкой лентой. Сначала три квадратика — влево, потом два — вверх.

А, чтобы дойти к Лани, нужно будет, например, отложить четыре квадратика вниз и три влево. Далее можно будет высчитать, чей путь оказался длиннее…

Аналогичных приспособлений у Воскобовича предостаточно. Какие–то позволяют делать объемные фигуры из набора простых треугольников, какие–то — больше уделить внимания чтению. Они могут быть использованы по отдельности, а могут — комплексно. Воскобовичем разработана четкая программа развития, расписанная по времени и использованию приспособлений.

Стоит отметить, что эта программа позволяет любой навык усвоить до автоматизма. Например, дети нередко поначалу не понимают, что буква «а» может быть больше или меньше, прямой или наклонной, и могут довольно долго воспринимать ее как букву «а» только в том случае, если видят ее той же формы и размера, какой они узнали ее впервые. С детьми, что занимаются по методике Воскобовича, этого не случается.

И, что немаловажно, программа учит детей еще и самостоятельности. Последняя может сформироваться только в том случае, если ребенок имеет возможность делать выбор. Нередко выполнить задания, обозначенные в сказках, можно, используя сразу несколько способов. Если право выбора вы предоставите ребенку, а не сами скажете ему что и как делать, то тем самым будете способствовать развитию у него этого качества. 