В редакцию обратилась Марина Гриценко. Читательница жалуется: в этом году мальчик станет школьником, но усадить его за букварь невозможно. Что делать? «Для начала поиграйте в ладушки», — рекомендует педагог Александр Калинин. Уже не первый год он работает с детьми, имеющими проблемы с чтением и вниманием.

— Сейчас на примере двух дошколят–шестилеток Тимоши и Ксюши я попытаюсь развеять опасения Марины Гриценко, — рассказывает Александр. — Покажу, насколько разнятся мальчики и девочки в шесть лет.

Фактически Александр проверил готовность детей к чтению и письму. Большое внимание обратил на руки. Ведь по мере развития человечества речь сначала была жестовая, потом приобрела словесную форму, и лишь впоследствии появились буквы, люди стали читать–писать. Именно поэтому даже у детей 10 –12 лет, имеющих проблемы с чтением, бывают плохо развиты руки.

Первым делом педагог предложил ставить на листе бумаги точки. Быстро–быстро, ручкой, в течение шести минут дети должны были долбить лист бумаги. У Тимоши получились не только точки, но и хвостики к этим точкам.

— Раз удар нечеткий, значит, еще не настолько развита рука, чтобы читать  и тем более — писать, —поясняет учитель. — У девочки «хвостиков» почти нет. Ей уже можно садиться за школьную парту.

Далее дети вычеркивали из строчек рассказа букву «а». Тимоша за минуту успел дойти до шестой строки, Ксюша остановилась на третьей.

— Тимоша, ты много букв пропустил, — говорит педагог. — Буква «а» встречается не только в середине слова, но и в начале, и в конце. Это говорит о том, что ребенок еще не научился удерживать внимание, — пояснил специалист маме мальчика. — А внимание — первое, что задействовано при чтении. Чем устойчивее внимание, тем дольше можно сосредотачиваться, вникать, запоминать. Если устойчивости внимания нет, ребенок просто блуждает по странице глазами.

— А теперь поиграем в ладушки. Тимоша, клади на мои ладони свои. Я буду убирать руки и стараться ими ударить твои ручки сверху, но ты должен успеть убрать их. Потом наоборот.

Доигрывая в ладушки уже с Ксюшей, которой куда быстрее удается убирать ручки от хлопков, Александр замечает:

— Видите, как девочки отличаются от мальчиков! Между детьми разница в месяц, а как по–разному все делают! Однако это не означает, что показатели Тимоши не в норме. Марине Гриценко, обратившейся в редакцию, стоит знать: в семь лет именно с мальчиками происходят изменения, которые «делают» их другими. Начиная с семи лет, им легче будет и концентрироваться, и читать, и писать. У девочек это время наступает раньше.

– Но это же не значит, что в семь лет как по часам мальчик зачитает и запишет? К этому его как–то надо готовить…

— Верно. Нужно хотя бы просто играть в ладушки. Но играть регулярно. Тогда уже через неделю вы заметите, что ребенок стал усидчивее, исполнительнее. Кстати, хотя, играя в ладушки, Ксюша убирала ручки быстрее (что говорит о более развитой реакции), Тимоша с заданием справился нормально. Главное, он понял условия игры и четко их выполнил. Важно, чтобы до школы ребенок научился правильно исполнять задания.

Нужно сформировать у дошкольников понятие о пространстве: право–лево, верх–низ. Наденьте на левую руку браслетик. Ребенок не будет забывать, где у него левая, а где правая рука. Постоянно спрашивайте: мы пошли налево или направо? Повторяйте это изо дня в день, повторение — мать учения. Зачеркивайте отдельные буквы в журналах, газетах, старых книгах. Указывайте ребенку на все пропуски, но не забывайте хвалить. Превратите это занятие в игру. Играйте каждый день. По нескольку раз в день по полторы–две минуты, постепенно увеличивая время, но не переутомляя ребенка. Так вы разовьете у дошкольника внимание. Сидеть же с книгой интересно только ребенку внимательному.  Сможете развить внимание – привьете и любовь к чтению, только не торопитесь: всему свое время