Что лучше делать после школы: выполнять домашнее задание или пойти поиграть с друзьями? Кому как – все дети разные. И тем не менее существуют базовые принципы организации режима дня, которые одинаковы для всех ребят, разумеется, в пределах своей возрастной группы. В этом материале мы расскажем об особенностях организации режима дня младших школьников.
Утро вечера мудренее
Врачи, физиологи, сомнологи сходятся во мнении: режим должен быть. Тогда ребенок научится нормально чередовать дела с отдыхом, а значит, будет здоровым и сможет качественно работать. Однако при этом важно учитывать все, с чем сталкивается ребенок в течение дня, и, возможно, что–то менять в распорядке, чтобы к вечеру ваш сын или дочь спокойно легли спать. Ночной сон по большому счету определяет весь день.
Если утром ребенок проснулся сам, а не потому, что его разбудили, днем он будет бодрым. Поэтому знайте: ученикам 1 – 4–х классов нужно спать не меньше 11 часов. За это время их мозг выполнит свою работу. Да–да, во время сна наш мозг интенсивно работает. Он переводит знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, анализирует, интегрирует… Вспомните, наверняка не раз утром вы вдруг находили решение той проблемы, которая вечером никак не хотела поддаваться. Однако мозгу легко помешать качественно работать. Поэтому пусть ребенок не возбуждается перед сном. Тормозные процессы запускаются не сразу, и об этом важно помнить. Мешать нормальному сну будет шум, свет. Ребенок может спать, но его мозг все равно станет улавливать внешние раздражители и анализировать их. Лучше научите детей расслабляться перед сном, создайте соответствующие условия. Спальня должна быть уютной, постель – удобной.
Добрый день
Если все сделано правильно, утром ребенок проснется сам. Встанет, сходит в туалет, умоется, почистит зубы, сделает зарядку, оботрется водой (хотя бы до пояса), уберет постель. Возможно, последовательность действий будет другая. Главное, чтобы ребенок привык все это делать и делать правильно, а потому времени у него должно быть достаточно. Скорее всего, вначале в школу вы будете собираться долго. Но потом ребенок отточит навыки, и у него все будет получаться быстрее. Кстати, позавтракать можно и в школе. Подробнее о питании детей мы уже писали в материале «Помня о мамонтах и конфетах» (20 марта 2013 года, www.nvgazeta.ru).
Хорошо, если школьные занятия проходят в первую смену, потому что наивысшая работоспособность приходится на 8 – 12 часов. Но помните: вначале организму нужно «вработаться». А потому для первого урока подошла бы физкультура. Правда, потом занятие должен провести учитель, который сможет их всех правильно организовать. Все–таки физкультура не только пробуждает, но и возбуждает. Контрольные работы, а также большие нагрузки должны приходиться на вторник и среду, дни максимальной трудоспособности.
Не ругайте – помогайте
Встречая ребенка из школы, спросите, как у него дела, что нужно подготовить к завтрашнему дню. Просто поговорите с ним. Так вы снимите его напряжение и усталость.
Пообедайте. Уроки начните выполнять примерно после 16.00. До этого лучше поиграть в доме или на улице, провести время со взрослыми, а, возможно, и поспать. Недаром в странах с жарким климатом с обеда до полдника – время сиесты. Однако если ребенок обязательный и хочет все выполнить, пусть садится за домашнее задание, не откладывая.
После 15.00 активность организма повышается. Можно садиться за уроки. Выполнить их желательно до 18.00. Скорее всего, у вас все получится, на подготовку домашнего задания в начальных классах должно уходить около 45 минут. Если вы сидите дольше, оцените трудности ребенка и помогите ему их преодолеть. Например, ваш первоклассник плохо пишет палочки. Может, он ленивый и не старается, тогда его просто нужно правильно настроить. А быть может, у него плохо развита кисть. В этом случае не переписывайте по два раза заданное. Лучше поиграйте с ребенком после выполнения домашнего задания в игры, способствующие развитию моторики. Хотя, конечно, этим нужно было заниматься раньше.
Бывайте на улице не меньше 3,5 часа. При необходимости часть этого времени уделите сну или посещению любимого кружка.
И еще. Пусть ребенок посещает те дополнительные занятия и кружки, что ему по душе. У вас могут быть совершенно разные желания. Лучше совершенствуйтесь сами: учите иностранные языки, ходите на карате. Возможно, дети захотят пойти по вашим стопам.
Материал подготовлен совместно с Людмилой Федоровной Трохимчук, доктором биологических наук, профессором кафедры анатомии и физиологии детей и подростков факультета естествознания ЮФУ. Вы можете связаться с Людмилой Федоровной по телефону 8–928–954–61–30.