Прогимназия № 15 «Золотая рыбка» в Ростове – учреждение необычное. На протяжении почти 20 лет здесь успешно сосуществовали детский сад и начальная школа.
Дошколята шли в 1-й класс подготовленными, потом, став учениками, занимались с удовольствием. Родители горя не знали. Даже за выполнение домашнего задания здесь отвечали педагоги. Результаты их усилий были очевидны: папы с мамами могли не беспокоиться за детей в течение целого дня, а ребята побеждали и на региональных, и на всероссийских олимпиадах. И вдруг – новость: «Золотую рыбку» закрывают.
В марте прогимназию проверила контрольно–счетная палата Ростовской области. Было выявлено нецелевое расходование средств. Почти сразу же уволилась директор прогимназии Татьяна Бабенко, возглавлявшая школу 12 лет. «Что происходит?» – пытались разобраться родители. Обращались в школу, управление образования и администрацию города, министерство образования области, к губернатору, писали в Законодательное собрание области, заместителю губернатора Игорю Гуськову, прокурору Ростовской области, в министерство образования Российской федерации… Почти отовсюду приходили одинаковые ответы: ваши запросы направлены в управление образования Ростова. Происходящее – в их компетенции. Управление же хранило гордое молчание. И вот в мае, наконец, представители управления образования города встретились с родителями. На встрече выяснились вещи удивительные.
Чиновники озвучили интересный факт: два года подряд прогимназия финансировалась незаконно. Дело в том, что прогимназия – муниципальное автономное образовательное учреждение. Деньги на нее до настоящего времени поступали из бюджета области, область же должна финансировать только общеобразовательные заведения, а муниципалитеты вправе выделять средства исключительно на учреждения дошкольного или дополнительного образования. Выходило, вне закона в Ростове оказались все три городские прогимназии. За два предыдущих года из бюджета области на их содержание выделили около 19 миллионов «неположенных» рублей. Сейчас проблему с истраченными нецелевым образом средствами почти удалось решить, но финансировать прогимназию в будущем некому. В новом законе «Об образовании» о прогимназиях ничего не сказано. В стране якобы будут действовать только образовательные и общеобразовательные учреждения. В образовательных – займутся развитием детей дошкольного возраста, а общеобразовательные учреждения будут представлены начальной и средней школой, а также старшими классами. Финансировать образовательные заведения будет муниципалитет, общеобразовательные – область.
– Думаю, вы понимаете важность ситуации: дальше в таком виде заведение существовать не может, – заявил родителям начальник управления образования Ростова Андрей Кочетов.
– Нас не волнуют формальности, – стояли на своем родители. – Пусть прогимназию разделят на садик и начальную школу. Садик отойдет к городу, начальную школу присоединят к какой–нибудь общеобразовательной школе. Сохраните главное: преемственность между садиком, начальной и средней школами.
А вот это, исходя из сказанного чиновниками, и было самым противозаконным. Вернее, еще на встрече в мае чиновники активно убеждают родителей, что коллективные переходы детей из одной садовской группы в один школьный класс, а также из школы в школу законными не являются, а уже в июне в «Золотую рыбку» поступает приказ № 725 за подписью Кочетова, где сказано: «провести организационный перевод обучающихся из МАДОУ прогимназии № 15 в МАОУ в лицей № 1»(?). Производится и формирование первых классов, куда группами переходят дети из садика… Странно получается, не правда ли? Слова чиновников как–то не вяжутся с их действиями. И это не единственный пример.
– В конечном счете, все решают люди у власти, но на них мы положиться не можем, – говорит Лариса Пропастина. Ее сын Глеб ходит в «Золотую рыбку». – В конце июня я и еще двое родителей были на приеме у заместителя мэра Ростова по социальной защите Валентины Леденевой. Она попыталась нас успокоить. Сказала, что прогимназию № 15 присоединяют к лицею № 1. При этом сохранится система преемственности в воспитании и образовании детей, не будет сокращения учителей. Валентина Витальевна пояснила: пока у 1–го лицея нет своего помещения для начальной школы, дети продолжат учиться в корпусе прогимназии. Она подчеркнула: реорганизации не будет. Однако уже на следующий день в прогимназию поступил приказ № 725, где фактически говорится именно о реорганизации: о сокращении коллектива, о необходимости уведомить родителей о закрытии классов с первого по четвертый, а также о том, чтобы по окончании изменения типа и вида образовательного учреждения организовать на его территории дошкольное образовательное учреждение…
Так не по этой ли причине прогимназию и реорганизовывают? Да, новый закон об образовании предполагает изменение типологии учебных заведений, однако «для более плавного и безболезненного перехода на новые правила и стандарты установлен переходный период. Например, переименовать учебные заведения и внести изменения в устав в связи с изменением типологии учебного заведения и вида образования, которое оно предоставляет, можно будет до 1 января 2016 года» («Российская газета», 27.03.2013 ). Следовательно, спешить с изменением прогимназии некуда. Другое дело, успеть исполнить указ президента Владимира Путина, обязующий к 1 января 2016 года обеспечить местами в садиках всех детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для этого действовать нужно уже сегодня: строить новые помещения, переделывать старые. Это, безусловно, необходимо. Только здание прогимназии давно переделано под нужды школы, и обратное «превращение» его в садик потребует больших затрат. А нужно ли это? Очевидно, что совсем скоро детей детсадовского возраста станет меньше, зато рожденным недавно малышам придется идти в школу. Тогда снова придется переделывать садики в прогимназии? Возможно, средства на это даже найдутся, но будет ли возможно собрать столь же уникальный педколлектив? Проблема кадров в школе и сегодня более чем актуальна. Ольга Машнева, заместитель директора по дополнительному образованию и воспитательной работе прогимназии № 15, считает:
– В прогимназии было много хорошего – преемственность между садиком и школой, отточенная годами, отдельное существование начальной школы. Значительная часть детей, окончив прогимназию, шла учиться в 36–ю гимназию, классический лицей № 1, но иногда семьи выбирали и другие учебные заведения для своего ребенка. И это правильно: у всех разные способности, цели, притязания.
Учителя крайне обеспокоены происходящим. Они не знают, где будут работать, какую зарплату получать. Раньше они неплохо зарабатывали за счет нагрузки. По их мнению, через время может получиться даже что–то лучшее, чем прогимназия, но к чему такая спешка, они не понимают. И учителя, и родители уверены: не нужно торопиться. Так можно разрушить что–то очень ценное, что создавалось десятками лет.
Мы направили запросы в министерство общего и профессионального образования области, а также управление образования города по поводу будущего прогимназии. Из министерства пришел ответ, где сообщается, что наше обращение в соответствии с принадлежностью направлено для рассмотрения и подготовки ответа в МУ «Управление образования г. Ростова–на–Дону». Что ж, будем ждать ответ из управления образования и следить за судьбой «Золотой рыбки».