Когда сын был совсем маленький, мы каждый день ходили с ним играть в песочницу.
Фото/Видео: Ирина Стукалова
— Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить, играя в песочнице. Разыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определенные ситуации. Наблюдения и опыт показывают: игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека.
«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления», считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Песочница ведь не только развивает творческий потенциал ребёнка, тренирует мелкую моторику рук. Она учит детей строить гармоничный образ мира, отличать добро от зла. Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, и пережитое уже не переносится им во взрослую жизнь.
Психологи Центра используют в своей работе специальную песочницу. Она представляет собой деревянный лоток размером 50 на 70 и глубиной 8-10 сантиметров. Дно и борта лотка выкрашены в голубой цвет, они символизируют воду и небо. Кроме того, этот цвет оказывает умиротворяющее воздействие на психику. Песочница заполняется промытым, качественным песком для того, чтобы можно было в него углубляться и строить «свой мир». Маленькие дети и подростки предпочитают «работать» с влажным песком, для этого в песок можно добавить немного воды. Песочница устанавливается на невысоком столике, чтобы ребенку было удобнее играть. И самое главное! Для игры психолог предлагает выбрать ребенку миниатюрные фигурки. Это могут быть человечки, домики, животные, деревья, автомобили, камешки, морские ракушки.
— Мы мысленно делим поле песочницы на несколько квадратов и наблюдаем, как и куда ребята ставят свои фигурки. Дети с заниженной самооценкой и застенчивостью обычно берут мало персонажей и ставят их в основном в нижнюю часть поля, поближе «к себе». Тот, кто постоянно живет в своих фантазиях и «витает в облаках», инстинктивно размещает «свой мир» в верхнюю часть песочницы. Агрессивные дети обычно выбирают героев, символизирующих «нападающего» и его «жертву». Обычно я прошу ребенка придумать сказку, «нарисовать» ее и оживить действующими лицами. В песочнице происходит таинство сказкотворчества. Результаты бывают самыми непредсказуемыми… Кто-то устраивает настоящие шторма в «океане», потом спасает тонущих, кто-то рушит дома и закапывает глубоко в песок своих героев и автомобили, кто-то не знает, куда поставить фигурки «родителей», потому что не видит их рядом с собой. Недавно девочка, которая приходит на консультации с бабушкой-опекуном, начала строить из песка позитивную картинку, а потом вдруг резко все «перечеркнула» … и расплакалась. Она впервые позволила себе проявить весь негатив, который у нее накопился. Когда поняла, что не станут ругать за то, что поступила как «плохая девочка», успокоилась, ей стало легче от этого всплеска эмоций.
Елена Положишникова советует не пугаться проявления агрессии в песочной игре. Она —часть лечения. Ведь в процессе проведения психотерапии выделяют три стадии: хаос, борьбу и разрешение конфликта. Именно через агрессию, борьбу и происходит постепенное «проживание» страха и освобождение от него.
— Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой.
Уже через несколько занятий дети начинают рисовать на песке морские волны, солнышко, «сажать» деревья, строить города. Все страхи «уходят» в песок, их незачем больше бояться. Еще один удивительный момент — постепенно дети начинают применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится на песочный «лист», ребенок с помощью игры и наводящих вопросов психолога « меняет правила», выстраивая «новую картинку». Потом уже опыт игры переносится обратно во внутренний мир. И меняет поведение ребенка в лучшую сторону
Вот так обычный песок помогает детям развиваться и адаптироваться в социуме. И чем больше будет песочниц в наших дворах, тем здоровее будет подрастающее поколение.