Вы слышали что-нибудь об «эффекте Моцарта»? Галина Макарова — музыкальный руководитель детского сада «Аленушка» из города Константиновска — уверена, что правильное пение улучшает способность детей сосредотачиваться, развивает память и талант к импровизации, стимулирует речевую деятельность и оказывает позитивное влияние при дефектах речи.
Фото/Видео: Мария Золотарева
— Тот, кто много поет, быстрее учит слова и понимает сложные взаимосвязи, — говорит Галина. — Каждый ребенок талантлив от рождения. Возможностью тонко чувствовать музыку обладает большинство детей. И во многом благодаря родителям, которые вовремя обратили на это внимание, удается раскрыть музыкальный талант малышей.
Юные воспитанники Макаровой — постоянные участники всевозможных городских и районных мероприятий. Они охотно бегут на репетиции вокальной группы «Дончанка», где учатся исполнять старинные казачьи песни. Сама Галина разработала собственную авторскую программу, по которой и ведет музыкальные занятия с дошколятами. В прошлом году она стала победителем районного конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года» и вошла в пятерку лидеров в таком же областном конкурсе.
— Наши дети в течение года разучивают десятки песен, — рассказывает Галина Сергеевна. — Но мало просто выучить текст. Нужно научить ребят петь чисто, ритмично, в унисон, делая смысловые ударения с помощью изменения динамики. Для этого требуется ежедневная упорная работа, и тут мне ну никак не обойтись без помощи родителей.
Она разработала для них специальные рекомендации, которые помогут папам и мамам, бабушкам и дедушкам развить музыкальные способности ребятишек.
— Прежде всего, — считает Макарова, — нужно обратить внимание, какую музыку слушает ваш ребенок. К сожалению, в современной семье дети очень редко слышат качественные детские песни, а уж про классику и говорить не приходится. Советую приобрести диск с добрыми песнями из старых мультфильмов и устраивать совместные дискотеки, исполнять полюбившиеся детские песенки на импровизированных семейных концертах, детских праздниках.
Не поленитесь, скачайте из Интернета классическую музыку с видеосопровождением. Могу посоветовать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Деда Мороза» Шумана, «Картинки с выставки» Мусоргского, вальсы Свиридова, Шопена, Хачатуряна. Видеослайды помогут малышу глубже понять смысл музыки.
После прослушивания какого-либо произведения поиграйте с ребенком в «копилку слов о музыке»: возьмите небольшую коробочку и по очереди «положите» в нее как можно больше слов, определяющих характер, настроение музыкальной пьесы (ласковая, светлая, игривая и т. д.). Придайте игре соревновательный характер (кто больше?). В процессе накопления «фонда любимой музыки» играйте в «Угадай мелодию» (узнать музыкальное произведение по начальным тактам).
И, конечно же, никто еще не отменял колыбельных песен перед сном. Ваше пение (пусть даже и не слишком чистое) даст представление малышу о «живом» вокальном исполнении, об интонировании. Кроме того, песни станут ассоциироваться у ребенка с теплом родительских рук, с заботой и нежностью.
На второе место Макарова поставила в своих рекомендациях развитие у детей ритмического слуха.
– Нужно постараться сформировать у ребенка базовые музыкальные знания, – говорит она. – Сделать это можно в игровой форме даже в процессе выполнения будничных домашних дел. Расскажите малышу, что звуки бывают длинными и короткими. Длинный звук мы назовем «та», а короткий – «ти». А теперь выкладывайте всевозможные ритмические рисунки из окружающих вас предметов и играйте их на домашних ударных инструментах – ложках, кастрюлях и т. п. Например, кладем в линию большие апельсины и маленькие мандарины (апельсин – длинный звук «та», мандарин – короткий звук «ти»): большой – большой – маленький – маленький – большой. Проговариваем: та-та-ти-ти-та. Прохлопываем или простукиваем: тук-тук-туки-тук. В награду юному барабанщику – фруктовый салат из использованного дидактического материала.
Не менее важно, по мнению Галины, и развитие звуковысотного слуха.
— Объясните, — обращается она к родителям, — что музыкальные звуки (т. е. те, которые можно пропеть) бывают высокими (тонкими), низкими (широкими, большими) и средними. Высоким звуком пищит мышка, низким рычит медведь, а средним говорим мы с вами. Ну вот, можно и поиграть в «поющие кружки». Возьмите три разные по высоте кружки, расскажите, что у каждой из них свой голосок. У высокой кружки голос тоненький (пропойте), у средней — обычный, средний, а у низенькой — большой, низкий. Попросите ребенка отвернуться и положите под одну из кружек конфетку. А теперь пропойте голосом, соответствующим по высоте «голосу» кружке с конфетой: «Я здесь». Ребенок попробует определить, какая кружка «пела», и найти под ней приз.
На четвертое место педагог поставила развитие динамического слуха.
— Расскажите ребенку о том, что музыкальные звуки могут быть тихими и громкими (т. е. различаются по силе звучания), — советует она родителям. — Поиграйте в музыкальную версию старинной русской игры «горячо – холодно». Попросите малыша выйти из комнаты, спрячьте игрушку, включите приятную музыку, возьмите в руки пульт от проигрывателя. А теперь пусть ребенок найдет игрушку по силе звучания музыки (чем ближе ребенок к цели, тем громче звучит музыка).
И последнее, на что обращает внимание Макарова, — это развитие у малышей мелодического слуха.
— В каком направлении движется мелодия? Как научиться управлять своим голосом? — обращается она к родителям. — Все очень просто — давайте порисуем. Возьмите лист бумаги, краски, кисточку. А теперь рисуем и поем. Например, изобразим зимний пейзаж. Нарисуем внизу листа длинную ровную линию — землю (ведем кисточкой и тянем голосом низкий звук «а»). Теперь нарисуем небо – линия вверху листа (тянем высокий звук «а» вслед за движением руки). Посередине листа будет дорожка — рисуем линию и поем ровный средний звук «а». Вот пошел снег — рисуем точки-снежинки и поем отрывистые звуки разной высоты.
Какие сугробы намело! (Рисуем волнистые линии и раскачиваем голос). Ребята пошли кататься с горки — нарисуем ее (медленно тянем звук вверх и быстро спускаем его вниз).
А какая зима без снеговика!? Лепим нижний ком (рисуем круг, начиная с нижней точки, голос следует за рукой снизу вверх и обратно), средний ком (круг начинается с середины), голову (начиная с верхней точки).
Ах, поднялась метель! (Рисуем петли, голос следует за рукой вверх-вниз). Какая красивая картина! Какая удивительная песня! Придумывайте свои музыкальные картины. Нарисуйте волны, горы, солнце. Пусть голос следует за рукой, а рука — за фантазией.
Учите своих детей, учитесь вместе со своими детьми. Ведь никогда не поздно учиться. Пусть музыка соединит ваши сердца, а мои советы вам в этом помогут.