Моя прабабушка, которая родилась еще до революции 1917 года, почему-то была ярой противницей детских садов (уж не знаю, какие были на то причины) и считала, что малышей нужно воспитывать только в домашних условиях. Мама слушалась бабушку беспрекословно, поэтому все четверо детей в нашей семье в садик не ходили. А жаль… 

Думаю, сейчас Евдокия Кузьминична изменила бы свое мнение. Потому что нынешние детские сады кардинально отличаются от тех, что были когда-то. В них столько внимания уделяется всестороннему развитию ребенка, что можно просто позавидовать современной детворе.

Недавно я побывала в одном из таких садиков. Называется он «Сказка» и находится в Ворошиловском районе Ростова–на Дону. Его заведующая, Любовь Ивановна Гончарова, профессионал своего дела, она работает с детьми вот уже почти сорок лет. И знает о них практически все!

— Любовь Ивановна, вы много лет работаете в системе дошкольного образования, на ваш взгляд, изменились за это время дети?

— Конечно! Ведь они — отражение своего времени. Когда я начинала работать в 1975 году, дети были очень серьезными, послушными, тихими. Сейчас они более раскрепощенные, подвижные, любознательные… И это замечательно! С детьми вообще интересно работать. Тут сразу видишь результаты своего труда. Они ведь приходят к нам совсем крохами, многие не умеют даже четко говорить, а проходит время — и вот они уже читают стихи со сцены, поют песни на утреннике, рассуждают о политике … Да вы сами можете убедиться, как много детям дает детский сад. Давайте заглянем сначала в ясли, а потом — в подготовительную группу.

Адаптация без слез

Мы заходим в ясельную группу, к самым маленьким деткам. Увидев чужого человека, они, как испуганные воробышки, тут же жмутся к своему воспитателю – Инне Ледневой. Но буквально через пару минут начинают один за другим подходить знакомиться.

Я, честно признаться, не сразу смогла разобрать, о чем они лопочут. «Переводчиком» выступает Инна Александровна. Она шутит: «Родители часто меня просят «расшифровать», что говорит их ребенок. Я уже привыкла к этому». Такое впечатление, что у Инны несколько рук и несколько глаз, которые видят, кто из детей чем занимается. Одному отвечает на очередной вопрос, другому поправляет колготки, третьему помогает построить пирамидку…

Занятия в группе построены на основе игры, ведь именно так малыши в возрасте 2-3 лет запоминают новые знания. И длятся такие «уроки» (во время которых делается акцент на развитие речи, координации движения, мелкой моторики, запоминание цвета и формы) не более 5-10 минут, чтобы дети не уставали. Хотя, судя по тому, с каким удовольствием они бегали паровозиком, громко считали, хлопая в ладоши, и строили целые города из кубиков, создавалось впечатление, что внутри у них — вечный двигатель.

—Многие родители волнуются, когда впервые отводят ребенка в детский сад. Я до сих пор помню, как привела сына в садик, а потом целый день ходила сама не своя, переживала, как он там.

— Не надо волноваться! Ведь ребенок очень чутко улавливает настроение родителей. Если они внутренне переживают (даже если прощаются веселым голосом), тут же начинаются слезы. Лучше успокоиться и разработать свою систему прощальных знаков. Например, поцеловать ребенка в одну щечку, в другую, помахать рукой, после чего он спокойно пойдет в садик. Можно сказать, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам, это маленькому ребенку может быть непонятно. Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь». Тогда ребенок прекрасно все поймет. Обычно на адаптацию в группе уходит неделя. Хотя, конечно, все дети индивидуальны: кто-то за один день привыкает к коллективу, а кому-то требуется месяц. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, мы рекомендуем родителям побыть вместе с ним в группе.

садик-4.jpg

В этот день в группе осталась Светлана, мама Стасика. Ему — 3 годика. Ребенок несколько дней не ходил в садик и расплакался, когда увидел, что мама уходит. Когда понял, что она будет рядышком, тут же успокоился и начал играть с детками. «Мы недавно пришли в этот садик, а результаты уже чувствуются. Стасик стал более спокойный, общительный, выучил цвета, фигурки. Дома он не очень усидчивый, а здесь смотрит на детей, повторяет все за ними. Я рада, что отдала его в садик».

Мы уже совсем взрослые

В подготовительной группе меня ждал сюрприз. Открываю дверь в «Солнышко» и вижу: мальчишки и девчонки в фартуках под руководством старшего воспитателя Ольги Гончаровой сосредоточенно режут на специальных разделочных досках фрукты. Оказывается, по пятницам группа учится готовить салаты.

— Ольга, а ничего, что в руках у них ножи?

— Ничего страшного в этом нет. Ножи мы покупаем специальные, для детей, они не такие острые, как дома. У нас и тёрочки для овощей есть, они тоже только для дошкольников. Наоборот, я считаю, что и дома родители должны с детства приучать детей к процессу приготовления пищи, не бояться доверять им столовые приборы. И стирать тоже надо учить, и гладить. Тем более что малыши все это делают с огромным удовольствием.

Это уж точно. Поэтому, наверное, фруктовый салат таким вкусным оказался. А вообще, как оказалось, воспитанникам «Сказки» больше нравится готовить сложные салаты. Особенно — «Цезарь». Вечером они дружно угощают салатами своих родителей. Которые уже привыкли, что по пятницам в садике их ждет очередной кулинарный шедевр.

Дети в подготовительной группе и считают хорошо, и читают. По тому, как они общаются друг с другом и с воспитателем, сразу видно, что с ними много занимаются. И речь грамотная, и мелкая моторика развита – на прогулку они собрались молниеносно, легко справляясь с замками на куртках, шнурками на ботинках, бантиками и заколками. В ответ на мое восхищение такими быстрыми сборами говорят : «Мы же уже взрослые».

20130920_094111.jpg

— Коллектив — великая сила, — говорит Любовь Ивановна.  —  Сколько специалистов с детьми занимаются! Логопеды, психологи, музработники, инструктор по физической культуре… Знаете, я думаю, не зря все-таки дошкольное учреждение называют «садиком». Его можно сравнить с настоящим садом, в котором растут многочисленные деревья. Корень дерева — это семья, ствол — воспитатели, веточки — специалисты, а листики — наши детки. От того, какие будут семьи, как мы все будем заботиться об этих деревьях, как будем «поливать» их и «обогащать почву» знаниями, зависит то, каким будет этот сад. Конечно, хочется, чтобы он был цветущим, чтобы в нем легко дышалось, чтобы деревья были крепкими, здоровыми и давали богатый урожай. Такой, как в сказке!

Советы от «Сказки»:

Дайте ребенку в детский сад любимую игрушку, уговорите оставить ее переночевать в садике, а на утро снова с нею встретиться. Если ребенок не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете, как ребенку удается привыкнуть к детскому саду.

Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку в адаптационный период: «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?». Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.

Одежда для садика должна быть удобной и легко снимаемой. Носочки с широкой удобной резинкой. Ремешки на брючках - лучше обычные, с дырочками, ремень с защелкой для ребенка не совсем удобен. Так же должны быть запасные маечки, футболочки, которые можно будет переодеть после прогулки, физкультуры или после сна. Но много вещей в садик не стоит нести. Они будут только мешать ребенку.

За ребенком родителям лучше приходить в разное время, что бы малыш не сидел и не ждал, что вот-вот должна прийти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.

«Детский сад» 

Так назвал дошкольные образовательные учреждения без малого двести лет тому назад немецкий педагог Фридрих Фребель, работавший в приюте у гениального классика научной педагогики Иоганна Генриха Песталоцци. В 1837году Фребель открыл в Блакенбурге первое в мире учреждение "для детей младшего возраста". Будучи основоположником европейской дошкольной педагогики, глубоким мыслителем, гениальным педагогом-практиком, он считал детский сад моделью устройства мирозданья, в центре которой —  развивающийся человек, ребенок.

Подписаться на электронную версию газеты можно на сайте «Наше время» http://www.nvgazeta.ru/subscribe/#pdf