— К сожалению, учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят. Моего племянника дразнили на перемене, раскидали вещи, он бросился на обидчиков – тут вошла учительница, и Леша оказался крайним. Дома аж расплакался от обиды. Сестра потом пошла в школу, поговорила с учительницей, но... Каждый остался при своем мнении. Вот слова учительницы: «Если я с каждым буду отдельно по полчаса разбираться, когда я детей учить буду? И вообще, лучше поговорите с Лешей, он у вас слишком обидчивый». Вот что с таким учителем делать? Я посоветовала сестре перевести сына в другую школу с адекватными преподавателями.

Ирина Л., домохозяйка

— Советую записать ребенка в спортивную секцию. Будет там учиться общаться. И сдачи научится давать, если что.

Егор Давыдов, водитель

— Времена, когда над ребенком издевались в школе, скоро уйдут в историю. Теперь издеваются изощреннее, в Интернете. Знаю случай, когда девочку-шестиклассницу чуть не довели до самоубийства. Одноклассницы специально писали о ней гадости в соцсетях, размещали унижающие картинки, собирали комментарии... И ведь поймать за руку их сложно, все писали под чужими именами. Хорошо, мама вовремя заметила, что с дочкой что-то творится, что она переживает. А ведь могло все плачевно закончиться. Я бы рекомендовала школьникам не быть рабами Интернета. Не надо заводить свои странички, выкладывать фотографии, да и вообще надо меньше там общаться. Понимаю, что сделать это сложно. Но! Если представить, сколько вреда может принести общение в Интернете, лучше от него отказаться. Насколько мне известно, Стив Джобс (разработчик и руководитель Apple) запрещал своим детям пользоваться гаджетами и сидеть в Интернете. И правильно делал.

Ксения Ю., врач

— Здесь важны действия учителя. Он должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли - и не поддерживать ее. Не подтрунивать над ребенком, не наказывать его зря, а помогать ему. Во-первых, оказать эмоциональную поддержку. Во-вторых, у такого ребенка часто под удар ставится самооценка — и учитель может выставить его в выгодном свете, например, выбирая задания, с которыми ребенок хорошо справится. Если в классе будет комфортная обстановка, никто никого травить не станет.

Лилия Бурцева, пенсионерка

— Очень сложный вопрос вы задали. Думаю, на него нельзя дать однозначный ответ. В каждом случае надо разбираться, кто виноват и почему. Иногда сложности во взаимоотношениях со сверстниками у ребенка потому, что в семье нет любви. Нет уважения друг к другу, нет материального достатка. Счастливый и внимания не обратит на чужие глупости, несчастный расплачется или кинется в погоню —и обеспечит обидчику фейерверк эмоций, которых тот добивался. Так что лучший способ сделать своего ребенка неуязвимым —это окружить его родительской любовью. Когда ты понимаешь, что тебя любят, когда у тебя есть чувство собственного достоинства — тебя не так легко вывести из себя.

Тамара Полякова, преподаватель

— Важно не формировать в ребенке психологию «ты должен быть для всех хорошим и всем нравиться» - это как раз и воспитает психологию жертвы. Надо объяснить, что всем нравиться он не будет никогда, и это нормально. А на обидчиков лучше не обращать внимания. Это — несчастные люди, которые ничего другого не могут, как издеваться над другими. Надо быть выше их уровня и лучше!

Вячеслав Терещенко, менеджер

— Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90 % зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, дав ребятам понять, что ребенок ему нравится, что у него что-то получается лучше всех, что он важен и нужен в классе.

Вера Самойленко, художник

— Мой муж считает, что любую травлю пресекать надо сразу. Я раньше с ним спорила, но после случая с сыном согласилась. Он как-то пришел с уроков с огромным синяком на ноге, одноклассник взял и при всех пнул его. Просто так. Муж пришёл утром в школу, подошёл к обидчику, снял с его головы шапку, оторвал помпон и сказал, что следующий раз оторвёт ему голову. Теперь этот мальчик не только моего сына, но и других не обижает. Понимаю, что способ не педагогичен, но он подействовал лучше, чем долгие разговоры и объяснения.

Светлана С., продавец

— Срочно переводите ребёнка в другую школу! Вокруг столько случаев, когда дети вешаются или становятся неуправляемыми. И всё из-за того, что их гнобят в школе. С учительницей и обидчиками говорить бесполезно — станет ещё хуже.

Анна С., парикмахер

— Надо сказать ребенку, что не всегда жизни выигрывает самый наглый и сильный. Меня в свое время тоже пытались «нагнуть» в школе, только я внимания на них не обращал, старался учиться хорошо и заниматься спортом. Прошли годы. Где сейчас те, кто строил из себя королев и королей класса? Кто в тюрьме, кто спился, кто живет от зарплаты до зарплаты. Жизнь все расставляет на свои места.

Артем Стрехов, предприниматель