«В сельском садике, в который я ходила в детстве, не было логопедической группы. Поэтому, к сожалению, у меня остался небольшой дефект речи, который был изначально. Некоторые говорят, что в этом есть какой-то шарм, но я так и не считаю. И очень хочу, чтобы у моей дочки, которой сейчас 1,5 года, не было проблем с речью. С какого возраста ребенку рекомендуется начинать заниматься с логопедом и можно ли родителям самостоятельно помочь малышу говорить чисто?» — спрашивает Наталья Семенова из Новочеркасска.


На вопрос нашей читательницы отвечает логопед Виктория Владимировна Беляева. Она работает в детском саду «Ромашка» (МБДОУ № 291) Ростова– на–Дону и помогает детишкам справиться с нелегкой задачей — говорить правильно и красиво.

Обращаться с ребенком к логопеду надо не раньше 4 лет. Так как в норме именно к этому возрасту он должен воспринимать все звуки. В 3 года ребенок даже при нормальном речевом развитии может произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки — это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Если у родителей нет возможности обратиться к логопеду, могу посоветовать следующее:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова. Например: «с» — санки, весы, автобус; «ш» — шапка, мышки, камыши; «ч» — чайник, туча, мяч; «р» — рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком надо работать отдельно. Начинать с самого легкого звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», «р».

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть процесс — это положительно скажется на развитии его фонетического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтоб ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов можно только при условии положительных эмоций ребенка.

4. Сначала надо добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие сделать губы. На следующих занятиях (а заниматься надо 15 – 20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например: «шо», «шу», «ша», «аш», «иш»; или «тра - тро», «дро – дры», «атр – адр». Когда произносить это станет легко, начинайте с ребенком повторять слова с этим буквами.

5. Самый трудный звук для детей — «р». Пусть ребенок попробует следующие упражнения: ударять языком по месту рядом с верхними зубами, при этом произнося «д-д-д» (как на барабане); мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка. При выполнении этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Тогда у вашего ребенка получится «р».

6. Если у малыша получилось произнести «р», самое время обратиться к скороговоркам. Вместе с ребенком повторяйте каждый день по нескольку раз: «У редьки и репки корень крепкий», «Пекарь Петр пек пирог». Если малыш просто путает «р» и «л» в разговорной речи, поможет исправить эту особенность произнесение таких скороговорок: «Малина не Марина», «Король – орел, орел – король» и тому подобных, где эти звуки будут чередоваться.

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Когда идете с ребенком в садик или из садика, разговаривайте с ним. Чтобы получить развернутый ответ, задавайте наводящие вопросы. Что бы он ни сделал, что бы он ни взял, всегда объясняйте и рассказывайте ему: «Что это? — Дерево. — А какое оно? — Высокое. — А какого цвета на дереве листочки? — Желтые».

Обязательно должна подключаться пальчиковая гимнастика: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Можно поиграть пальчиками, походить ими по столу. Сейчас в магазинах множество материалов — глина, пластилин, краски — пусть ребенок лепит и рисует, это все — развитие мелкой моторики, которая влияет на речь. Многие родители снимают с себя заботу — отвели ребенка в детский сад, отдали в логопедическую группу, где ему должны поставить все звуки, и все должно быть хорошо. Это не совсем правильно. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома, закреплять пройденный на занятии с логопедом материал, тем скорее и лучше пойдет процесс становления речи.

Гимнастика для губ и языка:

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.

«Маляр»: «красить нёбо» кончиком языка — водить только по передней части нёба

«Хоботок — улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то растягиваются, как у лягушки.

«Лопатка —  иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

Дом звуков

Эта игра поможет выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков. Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете ребенку, что в доме живут имена. В каждой квартирке — по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: "Это звук. Позови его спать". Малыш зовет: "К-К-К" и кладет фишку в первую комнатку. Если ребенок "теряет" второй звук и второй фишкой "ловит" звук Т, вы удивляетесь: "Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!"