— В семье растет гиперактивный ребенок. Как помочь ему направить энергию в нужное русло? — спрашивает редакцию подписчица Людмила К. из поселка Шолоховский Белокалитвинского района.

На вопрос отвечает педагог-психолог Наталья Шамаева:



— Можно было бы очень просто ответить на этот вопрос: «Никак не направлять!». Так как попытка направлять энергию такого ребенка в нужное русло противоречит самой сути синдрома. Нет никакой энергии, наоборот — ребенку не хватает сил, ресурсов, этой самой энергии, чтобы регулировать свои действия, а все вокруг еще масла в огонь подливают.

«У меня гиперактивный ребенок», — эту фразу на консультациях я слышу практически от каждой мамы, и это - главная проблема. Запомните: гиперактивность — это стойкое расстройство. Раньше такой диагноз мог быть поставлен ребенку после 7 лет, а в новой редакции классификатора болезней этот возраст поднят до 12 лет.

В первую очередь, если такой диагноз ребенку не поставлен, перестаньте называть его «гиперактивным». Называйте лучше его «солнышком» и каждый раз вспоминайте те светлые моменты, которые вы с ним переживали.

Второе: нужно обратиться к специалистам для определения состояния ребенка. Для начала сходите к психологу вашего учебного заведения. Диагноз должен поставить специалист!

При подтверждении синдрома дефицита внимания и гиперактивности нужно:

— Признать трудности ребенка.

— Несмотря на массу информации о непреодолимости синдрома, этой проблемой надо заниматься в комплексе: выполнять назначения, разработать программу психологического сопровождения и обучения ребенка, чтобы проявления синдрома были минимальны.

Давайте ребенку четкие однозначные инструкции, не создавайте дополнительного напряжения.

Поощряйте, награждайте за то, что ему удается сосредоточиться. Используйте «доски достижений», куда крепите яркие наклейки за его достижения. Говорите ребенку правду, для чего все это нужно: «Давай вместе будем учиться быть внимательным и доводить дела до конца», «Здесь мы будем отмечать достижения, потом сравним, что было в начале месяца, а что - в конце». Установите нормы поведения и санкции за их нарушение, чтобы предупредить поведенческое расстройство. Пытаясь запретить что-либо ребенку, вместо слова «нет» или «нельзя» нужно использовать более понятные конструкции. Вместо фразы «Не ходи босиком» нужно сказать «Надень тапки», а «Нельзя ходить по газону» заменить на «Выйди на дорожку». И главное — всегда использовать только спокойный тон, никакого повышения голоса!

Второй вариант развития событий — другой диагноз, предполагающий беспокойство и невнимательность, например, эмоциональное или тревожное расстройство. Тогда и взаимодействие с ребенком будет соответствующим.

Упорядочьте игры и игрушки: у каждой должно быть свое место и желательно на полках, которые можно охватить взглядом. Это позволит ребенку увидеть то, чем он в перспективе может заняться.

Разнообразьте игрушки по виду деятельности: оставьте совсем немного места мягким игрушкам, которыми обычно забиты детские комнаты, пополните комнату конструкторами, кубиками, мозаиками, настольными играми, пазлами.

Организуйте свободный доступ материалам для творчества: бумаге, карандашам, краскам, пластилину. Чтобы не опасаться за мебель и одежду ребенка, когда он остается один с этим «безобразием», введите правила пользования, особенно красками и пластилином, например, занимаемся только на столе, стол застилаем клеенкой, одеваем фартук.

И, конечно, ребенку нужно дополнительное образование. У нас в области есть великолепная возможность получать дополнительное образование даже бесплатно. Обратите внимание на ближайший к вам Дом детского творчества, спортивный зал. Сходите туда на экскурсию, посоветуйтесь с преподавателями. И пусть ребенок сам скажет, в какой кружок он будет ходить. Поверьте, когда ребенок будет занят интересным делом, его гиперактивность исчезнет.