Дата публикации:
17 апр 2015 г.
Сегодня гость нашей рубрики — педагог-дефектолог высшей категории центра детского развивающего центра«Эрудит» СДК«Роствертол» и ЦДО при школе–интернате №28 Ростова-на-Дону Ирина Витальевна Швецова.
- Все дети - разные. Одни рано и легко начинают разговаривать, другие – позже. В последнее время чуть ли не нормой считается то, что дети начинают говорить к 4 годам. Как понять, где норма, а где – первые «звоночки» патологии?
1585
- Существует ряд признаков, которые дают понять, есть ли в развитии вашего ребенка отклонения или он развивается нормально. Например, малыш не гулил в 2-4 месяца, не лепетал слогами в 7-9 месяцев, не появилось слов к 1 году — 1 году 3 месяцам. Или, допустим, ребенок гиперактивен, не может спокойно сидеть на месте, не может ориентироваться в пространстве, запоминать стихи… Сюда можно отнести часто встречающиеся в начальной школе проблемы: дислексию (нарушение чтения), дисграфию (нарушение письма), дискалькулию (нарушение счета). Все это — повод обращаться к специалистам. Сначала к медикам, они определят, нет ли нарушений в умственном и физическом развитии ребенка. Может быть, придется назначить лечение… А дальше надо обращаться к специалистам –дефектологам.
Ирина Витальевна часто сталкивается в своей практике с тем, что направление к педагогу-дефектологу вселяет в родителей страх. Зачастую это связано с мифами. Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальным недоразвитием психических функций. И если ребенка направляют к дефектологу, то у него серьезные проблемы. А это далеко не так. Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться чуть ли не всю жизнь. На самом деле все зависит от того, над каким дефектом работает педагог. На исправление одного уходит 2-3 месяца, другого – год.
- Все начинается с детства. Как ребенок учится всему? Подражая взрослым. Вы заметили, что раньше всех начинают говорить дети мам-«болтушек»? А у тех родителей, кто мало разговаривает с детьми, кто чаще оставляет ребенка наедине с телевизором или компьютером, речь всегда развивается с опозданием. Хотите, чтобы у ребенка не было проблем произношением и словарным запасом, чаще разговаривайте с ним, читайте ему книги. Ребенок должен слышать живую речь. Разговаривать желательно на одном зрительном уровне, глаза в глаза, чтобы ребенок следил за артикуляцией. Мамам малышей я бы посоветовала даже красить губы яркой помадой, чтобы привлекать внимание малыша к артикуляционному аппарату, то есть к губам. Тогда четче видно, как складываются губы при произношении тех или иных звуков.
Родителям гиперактивных детей надо начинать с тренировки усидчивости буквально по одной – две минуты в день. Лучше всего взять в руки книжку и начать вместе рассматривать картинки. Только учтите один момент – всегда доводите дело до логического завершения. Заметили, что ребенок начал ерзать и переключать внимание – на несколько секунд задержите его. «А какая картинка у нас на последней странице?». Посмотрите вместе с ним эту картинку и закройте книжку. Обязательно акцентируйте внимание на том, что вы с ним «закончили начатое дело». В следующий раз постарайтесь продлить время занятий на несколько минут, посмотреть чуть больше страниц. И так – изо дня в день. Через несколько месяцев вы заметите, что ваш ребенок стал более спокойным и усидчивым, стал лучше спать ночью, больше сосредотачивается на том деле, которым занимается.
Ирина Швецова советует всем родителям как можно больше увлекать детей картинками из серии «Найди 10 различий». Они помогают ребенку учиться анализировать, сравнивать, запоминать и выделять главное - отлично влияет на развитие логического мышления, внимания, памяти, а также воображения и любознательности малыша. Занимаясь с ребенком, попросите его пофантазировать, составить рассказ о героях, расположенных на картинке, но самое главное – не забывайте хвалить его, отмечая даже самые незначительные, на ваш взгляд, успехи и достижения. Еще обратите внимание на головоломки–лабиринты. Можно использовать картинку, на которой изображен лабиринт, можно купить в магазине игрушку–лабиринт. Игра «в лабиринт» хороша тем, что учит ребенка размышлять не по шаблону, не пасовать перед трудностями, двигаться вперед, несмотря на «закавыки».
- Хорошо родителям, которые живут вместе с детьми в крупных городах, где легко найти дефектолога. А как быть тем, кто живет в небольших поселениях?
- В этом случае желательно иметь дома Интернет. В Сети – масса видеоуроков, которые ведут опытные дефектологи. Можно воспользоваться и дистанционным обучением. Адреса центров дистанционного обучения также можно найти в Интернете. Как правило, большинство из них ведут коррекционную работу бесплатно.
Успех занятий во многом зависит от постоянной и целенаправленной совместной работы дефектолога и родителей. Ведь ребенок большую часть своей жизни проводит в семье, независимо от того, насколько часто он посещает занятия в развивающем центре. Именно родители – самые близкие люди для ребенка и самый ценный и важный для него источник знания о мире.
В соответствии с государственным высшим образовательным стандартом существует несколько дефектологических специальностей. Это учитель-сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха - от полной глухоты до слабослышащих. Учитель-олигофренопедагог – для детей с недостатками умственного развития. Учитель-тифлопедагог, работающий с детьми с недостатками зрения. Дошкольный педагог-дефектолог и - наиболее известный - учитель-логопед, специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.