Дата публикации:
31 июл 2015 г.
За последние 5 -7 лет речевое развитие детей почти на 80% перестало соответствовать возрастной норме. С каждым годом все больше появляется не говорящих детей. С чем это связано и как помочь ребенку развить речь? Об этом и многом другом мы побеседовали с опытным диагностом, специалистом – логопедом высшей квалификационной категории с 38 - летним стажем работы Татьяной Васильевной Будённой.
1632
- Татьяна Васильевна, начнем с самого начала – как развивается речь? Ведь это – не врожденная функция…
- Можно сказать, что ребенок рождается человеком мира, в какую языковую среду его поместить, на том языке он и будет разговаривать. Но для того, чтобы ребенок заговорил, необходимы определенные условия, если они созданы, речь ребенка будет соответствовать возрастной норме. Самое главное условие – сохранность центральной нервной системы и условия необходимые для ее роста и созревания. Именно она отвечает за развитие речевой деятельности. Могу сказать, что уже по первому крику ребенка, по тому, как он рождается, можно определить, будут ли у него в дальнейшем проблемы с развитием языка и речи или нет. Если были трудные роды, асфиксия, внутриутробное кислородное голодание плода, то нервная система малыша нуждается в дополнительном стимулировании. Здесь главное – не упустить время. Иногда достаточно витаминов, массажа и легких сосудистых препаратов. В более серьезных ситуациях необходимы интенсивные действия и лекарства, питающие клетки мозга.
- Мне кажется, у многих родителей возникнет отторжение – никто не хочет пичкать новорожденного медицинскими препаратами…
- В этом – то и проблема. Зачастую родительское непонимание приводит к серьезным речевым нарушениям, которые потом приходится длительно и упорно корректировать. Хочу призвать всех родителей прислушиваться к рекомендациям невролога, который наблюдает ребенка. Если врач назначил лечение – его нужно соблюдать. Очень важна и нормализация режима сна. Маленький ребенок должен ложиться спать не позднее 21 часа.
- Как - то к нам в редакцию по «горячему» телефону позвонила читательница, которая жаловалась на то, что ее 2-летнюю внучку укладывают в кровать ближе к полуночи. Прислушиваться к советам бабушки родители не очень хотят, объясняя такой режим сна изменением ритма жизни. Мол, сейчас другие времена…
- Времена - временами, но есть такая вещь как физиология. Продуктивный сон обеспечивает человеку гормон мелатонин, который имеет довольно много важных свойств, позволяющих поддерживать нормальную жизнедеятельность организма. Он у ребенка вырабатывается только в определенное время – примерно с 20 до 22 часов. Мелатонин обеспечивает фазу медленного сна, а в фазе медленного сна растет и зреет кора головного мозга, в которой находятся, в том числе, и наши речевые зоны. Так что, если ребенок не разговаривает к определенному возрасту, обратите внимание на то, во сколько он ложится спать и как спит. Важно еще знать, что в организме мелатонин не накапливается, выспаться на несколько дней вперед и запастись им невозможно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров и развивался в соответствии с возрастными нормами, укладывайте ребенка не позже 21 часа.
По поводу высказывания, которое приводят в качестве аргумента родные вашей читательницы… Да, ритм жизни изменился, но, обратите внимание, «Спокойной ночи, малыши» вот уже несколько десятилетий начинаются в одно и то же время – 20.30, не позже. Это говорит о том, что передача создавалась и транслируется в эфир с учетом детской физиологии. Когда я начинаю обследование ребенка, всегда первым задаю вопрос о том, в какое время он обычно ложится спать. Если поздно, его центральная нервная система зреет медленно, происходит задержка всех функций организма. В том числе и речевой.
Следующее условие нормального развития речи - сохранность иннервации. Каждая клеточка нашего организма управляется мозгом, именно оттуда в нее поступает нервный импульс. Эти нервные импульсы поступают в мышцы, участвующие в произношении. По каким - то причинам сигналы могут быть неточными, мышцы не успевают вовремя отреагировать, происходит задержка произношения. В этом случае ребенку потребуется консультация невролога и выполнение его рекомендаций.
Существуют и социальные факторы, лишающие детей желания начать говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку, когда ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро и неразборчиво, что малыш не успевает выделить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого. Как ни странно это звучит, но развитию речи может помешать гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи – ведь их и так прекрасно понимают, без слов! Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Не нужно заставлять малыша повторять одни и те же слова и фразы, когда он к этому не готов! Это вызовет у него негативное отношение к речи и речевой коммуникации.
К проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка – например, постоянно включенный телевизор. Картинка, знакомая многим – ребенок сидит и часами смотрит мультики, а родители заняты каждый своим делом. Потом мы удивляемся, почему ребенок не говорит до 4 лет. Экранная речь не требует от него ответной реакции, она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Даже развивающие компьютерные игры крайне неполезны для малышей, детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, потрогать, рассмотреть со всех сторон. Манипулирование этими предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. Развивать мелкую моторику можно практически с появления малыша на свет – массировать его пальцы, играть с ним в пальчиковые игры, например в «сороку - белобоку», которая «кашку варила – деток кормила». Удивительно, но получается, наши предки, не владея глубокими научными знаниями, играя с малышами в эту игру, понимали что, развивая пальчики, ребенок развивает речь. Очень полезны игры с различными крупами. Например, можно разместить в небольшую кастрюлю горох или фасоль, и предложить ребенку пошевелить в крупе ручками, перекладывать горох из чашки в чашку пальчиками. Для развития речи полезны занятия лепкой из любого материала – пластилина, глины или теста. Чем больше родители общаются со своим малышом, чем чаще они применяют в игре развивающие упражнения – тем больше вероятности, что ребенок быстрее и лучше заговорит.
Еще один момент: общение с ребенком со стороны взрослых не должно быть поверхностным. Обращаясь к малышу нужно говорить неторопливо, внятно, правильно. И на одном уровне с ребенком, лицо в лицо. Чтобы он знал, что с ним говорят и видел, как двигаются губы и язык, это помогает ему освоить произношение звуков. Лучше, когда во время общения не мешают посторонние звуки, они не дают малышу сосредоточиться на речи, вслушаться, понять и проанализировать услышанное
- Татьяна Васильевна, на что родителям стоит обратить внимание при развитии малыша?
Родители должны начать беспокоиться, если в 3 месяца ребенок не реагирует на обращение матери, не улыбается ей, не лепечет в 6 месяцев, не может в 1,5 года произнести простых слов и выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне». В 2 года малыш должен произносить более-менее правильно около 300 слов, а также знать и говорить свое имя, строить короткие фразы (предложения). Должно насторожить, если в 3 года ребенок говорит непонятно даже для вас, не понимает объяснений, у малыша трудности с жеванием. Естественно, приведенные нормы относительны – у всех детей разный характер и разные условия воспитания. Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к соответствующему специалисту. Чем раньше будет начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.
К логопеду необходимо обратиться, если ребенок:
- Не отвечает на вопросы, не поддерживает разговор
-
- Наблюдается невнятная, смазанная, непонятная речь
-
- Отмечается несоответствие звукопроизношения родному языку
-
- Имеет место психомоторная задержка развития ребенка
-
- Испытывает трудности при обучении чтению и письму
-
- Не адекватно реагирует на звуки или разговорную речь
-
- Общается недостаточно активно, избегает общения
-
- Не реагирует на обращенную речь
-
- Не понимает обращенную речь
-
- Отмечаются нарушения темпо-ритмической стороны речи: ускоренный, замедленный темп речи, запинки, паузы
-
- Если ребенок не может или почти не может сосать или глотать
-
- Если были трудности при переходе ребенка от жидкой пищи к твердой
-
- Если не ясно, может ли ребенок пить
-
- Если нарушено глотание или жевание
-
- Если ребенок постоянно пускает слюни (т.е. почти нет или недостаточно развито произвольное глотание)
-
- Если ребенок постоянно держит рот открытым
-
- Если есть расщелина, аномалии прикуса, языка, укороченная подъязычная уздечка