Подчас любой ребенок из милого дитяти превращается в настоящую катастрофу локального масштаба. И тут даже у самого терпеливого и чадолюбивого родителя сдают нервы… И как быть? Ругать? Наказывать? Молчать?
Разобраться в причинах и найти верную модель родительского поведения в такой ситуации нам поможет психолог Юлия ГУСЕВА:
– Для начала давайте рассмотрим несколько примеров…
Мы сидим за столом в кафе. Старший сын (5 лет) поел, младший (2 года) еще доедает. Сыну скучно ждать, он начинает ёрзать на стуле, берет солонку, крутит ее в руках. Когда я прошу его достать из сумки нужные мне вещи, с облегчением ставит солонку на место и начинает мне помогать.
Застаю сына в комнате стоящим перед свежепоклеенными обоями с красным фломастером в руках. Вся стена в красных точечках от фломастера. Естественно, я не удержалась от вопроса: «Зачем ты это сделал?» и, безусловно, получила закономерный ответ: «Не знаю».
Занимаемся английским. Не то, чтобы скучно, но и ажиотажа не наблюдается. На столе лежат карандаши и забытый младшим сыном пластилин. Сын отвечает на мои вопросы, задает вопросы мне, но так как его руки при этом остаются свободными, то он берет карандаш и тыкает им в пластилин.
Что общего в этих примерах? И как быть родителю? Ругать или не ругать?
Кто виноват?
Немецко-американский социальный психолог Курт Левин провел такой эксперимент.
Испытуемого приглашали принять участие в исследовании памяти. Но перед этим просили несколько минут подождать в приемной. В комнате были разложены предметы: на столе лежали карандаши, стоял колокольчик, на полках стояли книги, висела необычная занавеска из бисера и т.д. За испытуемым втайне от него наблюдали. Левину было интересно узнать, что будет делать человек, оставшись один в комнате. Все без исключения испытуемые, а в эксперименте принимали участие студенты и профессора Берлинского института психологии, производили различные манипуляции с предметами. Они перелистывали книгу, брали в руки и рассматривали разные предметы, проводили пальцем по бисерной занавеске и все без исключения звонили в колокольчик.
Что же заставляло взрослых людей совершать бессмысленные действия? Левин сделал вывод, что в тот момент, когда человек не занят важным для него делом – то есть, попросту говоря, скучает – его поведение становится «ситуативно обусловленным» или «полевым».
По Курту Левину существуют два типа поведения: волевое и полевое. При волевом поведении человек существует в психологическом поле и преодолевает силы этого поля. Во втором случае человек, напротив, попадает во власть поля.
Поясню на примере. Представьте себе, что вы вышли на улицу со своим ребенком. На детской площадке вам встречается малыш в шапочке со смешным помпончиком. Так и хочется протянуть руку и дернуть за этот помпончик. Вы попали во власть поля. Помпончик имеет положительную валентность, он притягивает вас. Но вы сдерживаете себя, потому что понимаете, что хватать руками других людей не очень прилично. Это волевое поведение. Вашего ребенка помпончик привлекает примерно так же. Но у него другая реакция. Он подходит и дергает малыша за помпончик. Он не смог преодолеть тягу поля и продемонстрировал полевое поведение.
Полевое поведение преобладает у детей дошкольного возраста. Чаще всего полевое поведение проявляется в те моменты, когда ребенку скучно.
И что делать?
Если мы говорим о детях раннего возраста (малышах до 3 лет), то вся ответственность за их поведение лежит на родителях. Поэтому самым простым выходом будет организовать пространство таким образом, чтобы ребенок не мог достать вещи, которые ему нельзя трогать.
Дети дошкольного возраста (3-6 лет) уже могут учиться управлять собой. Вы можете обозначить предметы, которые ни в коем случае нельзя трогать (например, телефон, какие-то важные документы). Таким образом, вы начинаете вырабатывать у ребенка навыки противостояния действию поля – волевое поведение.
Если же во время занятий ребенок берет со стола предметы, манипулирует ими (например, играет карандашами или строит из них домик), это важный сигнал для родителей. В первую очередь обратите внимание на содержание занятия. Во время занятия уберите со стола все лишнее и постарайтесь сделать содержание интересным.
Полевое поведение появляется у ребенка, когда ему нечем заняться, отсюда и разрисованные обои, торчащие из розетки карандаши и т.д. Помогайте ребенку найти интересное занятие, учите его играть! И тогда он сможет найти себе интересное занятие, а ценные вещи, да и сам ребенок останутся в сохранности.