ВОСЬМИЛЕТНЯЯ Алиса учится в удивительном классе. В нем всего один ученик – сама Алиса, а учитель – ее мама Валентина. Нет, девочка не имеет никаких ограничений по состоянию здоровья или противопоказаний к посещению обычной школы. Она просто обучается в семье. Что абсолютно не противоречит законодательным актам Российской Федерации.
Перевести своего ребенка на семейное образование несложно. Родителям (законным представителям) требуется лишь написать два заявления в свободной форме. Одно – в муниципальный отдел образования, другое – в школу, к которой будет прикреплен ребенок для прохождения аттестации. Но самое главное – принять решение и осознать все его последствия.
– Прежде всего это вопрос ответственности. Готов ли родитель полностью, единолично отвечать за воспитание и образование своего ребенка. Ведь в случае неудачи или ошибки уже нельзя будет кивнуть в сторону школы – мол, это оттуда все проблемы растут. Сможет ли нести такую громадную ответственность? Хватит ли сил? Времени? Терпения? – говорит Валентина.
Сама она решила, что такая ответственность ей по плечу. И график работы позволяет, и сил хватит. А главное, она хочет для своего ребенка самого лучшего.
Валентина ни в коем случае не ставит под сомнение квалификацию педагогов, работающих в школах. Но в классах 25-30 ребят на одного учителя – каждому уделить время и внимание физически невозможно. К тому же надо соответствовать образовательным программам и стандартам. А значит, ни о каком индивидуальном подходе к ученику, основанном в первую очередь на способностях и потребностях ребенка, речи не идет.
В СВОЕЙ «ДОМАШНЕЙ ШКОЛЕ» Алиса с мамой могут себе позволить и расписание свое составить, и перемену длиннее сделать, а во время нее даже потанцевать вместе. Заниматься вообще можно в любом месте, а не только сидя за столом. Да хоть на диване, хоть на улице, хоть по пути в магазин. Но парта, предназначенная для уроков, имеется и в этой необычной «школе».
– Мы с дочерью стараемся заниматься в первой половине дня, часа два-три. Изучаем по два предмета в день. Не смешиваем гуманитарные и точные. Чтение – каждый день. Перед сном в кровати вместе осваиваем и школьную программу, и просто интересные нам книги. Алиса очень любит читать. Хотя заниматься мы, конечно, можем в любом месте. Например, на улице, прыгая по лужам, изучать круговорот воды в природе, – рассказывает мама-учитель.
По сути, Валентина ведь не делает ничего необычного. Большинство родителей так же читают с детьми на ночь, так же стараются с ними дополнительно заниматься, понимая, что школьная программа – не предел. А еще делают вместе с чадами домашнюю работу, возят во всевозможные кружки и секции. Алиса, кстати, занимается рисованием, лепкой, бисероплетением, по воскресеньям полдня проводит в театральной студии. А иногда уроками вокала и игры на фортепиано девочку озадачивает бабушка – педагог по музыке. Но при таком обилии и у Алисы, и у Валентины появилась масса свободного времени. «И моя дочь совершенно счастлива и довольна», – говорит Валентина.
Конечно, в семейном образовании не все так просто: надо и дисциплину соблюдать, и ребенка занятиями увлечь. Причем по-настоящему, а не с помощью муштры или потому, что деваться некуда – в школу ходить надо всем и оценки хорошие получать. Валентина придумала собственную систему оценок. Причем для всей семьи. Табель висит на самом почетном и видном месте – на холодильнике. Мама испекла тортик – получает смайлик. Алиса убрала в комнате и решила сложную задачку по математике – за это можно и два сразу дать. Папа привез продукты – тоже получает заслуженную награду.
СЕЙЧАС АЛИСА занимается по программе второго класса. В программе четыре предмета: математика, русский язык, чтение и окружающий мир. Плюс – английский дополнительно, по выбору. Учебники и методические пособия выдали в школе. Бесплатно. Перед каждой аттестацией консультации с учителями, которые подробно рассказывают, в какой форме будет проходить «экзамен», отвечают на вопросы. Обязательна – только итоговая в конце года. Четвертные аттестации можно не проходить. Но Валентина решила, что они не повредят.
Мама Алисы убеждена: им очень повезло с директором школы. Она не стала возражать или отговаривать маму, которая выбрала для своего ребенка семейное обучение. Спросила лишь, сознает ли та всю ответственность? Встречается, конечно, и другое отношение. Кто-то просто не понимает. А как же социализация? Но Валентина уверяет, что у ее дочери много друзей и большой круг знакомых. Причем объединенных схожими интересами – те, с кем девочка вместе ходит в различные кружки. Общается Алиса и со сверстниками во дворе. В гости часто приходят друзья родителей с детьми.
Некоторые считают родителей, обучающих своих детей в семье, ненормальными. Бывали даже случаи жалоб в службу опеки, причем от «бдительных родственников». В семье Валентины ее, напротив, поддерживают и муж, и бабушки-дедушки. Но на всякий случай у Валентины все же имеется папка с выдержками из закона «Об образовании» и прочими документами.
СЕГОДНЯ Валентина не может сказать наверняка, пойдет ли ее дочь в среднюю или старшую школу. Закон позволяет применять семейную форму получения образования на всех ступенях. С начальной школой все понятно. Здесь родитель может быть один за всех. А что делать в средней и старшей школе, когда начинаются физика, химия, биология? Если родителю не хватает собственных знаний, Интернет – в помощь. Там сейчас можно найти массу прекрасных уроков и пособий по любому предмету. Можно нанять репетитора. Ведь по закону семейная форма образования подразумевает, что школа не принимает участия в процессе получения знаний, но не говорит о том, что ребенка должны учить только родители. Есть практика, когда родители «детей-семейников» объединяются и делятся своими знаниями. Кто-то силен в физике, ею и занимается с детьми. Другой – английским.
Каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. И он вправе решать, что будет этим лучшим. Главное – не забывать, что все должно быть в интересах ребенка.
В некоторых регионах России родителям, которые занимаются семейным образованием своих детей, положена материальная компенсация. В Ростовской области такого нет. И правом бесплатного проезда на общественном транспорте такие детки не обладают – только ученики образовательных учреждений.
Семейное образование – не новость для нашей страны. Но новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» четче обозначила методы организации такой формы получения образования. В частности, ст. 17, ч. 1, п. 2 указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций, и школа не имеет права контролировать процесс обучения в семье, как это было ранее. Однако ребенок все же прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. В таком случае он считается не учащимся образовательного учреждения, а обучающимся – экстерном.