Когда ребенок идет в первый класс, меняется жизнь всей семьи. Пройдет минимум полгода, по оценкам физиологов, прежде чем все войдет в колею, и школа станет привычным делом. Как облегчить жизнь первокласснику и себе заодно?
Как утверждают психологи, здесь проще придется тем, кто умеет соблюдать правила. Далеко не все дети к этому приспособлены и могут с ходу включиться в ролевую игру «учитель – ученик». Многие, придя в школу, не понимают, зачем они должны на уроке поднимать руку, почему надо молчать, когда другой ребенок отвечает, или вставать, когда в класс входит учитель. Чтобы ребенку проще было понять, как себя вести, полезно поиграть с ним в школу. Причем чем больше детей примет в этом участие, тем лучше. И дайте чаду возможность побыть не только учеником, но и учителем – так он на своем опыте испытает, что неприятно, когда тебя перебивают или не слушают.
Вообще любые игры по правилам первоклашкам полезны. Например, в «съедобное – несъедобное». Или есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Это ускорит адаптацию.
Домашний и детсадовец
Помимо нового статуса, нового распорядка, правил и требований, школа – это еще и толпа детей, шум. Поэтому для домашних детей первое время в школе – один сплошной стресс. Кроме того, меняется положение ребенка. В семье он – если не центр, то значимая фигура. Любимый, часто единственный среди взрослых… А в школе все такие. И каждый претендует на место единственного. В школе, оказывается, сложно не только учиться, но и выстроить отношения с одноклассниками и с учителем. И вот здесь умеющие играть по правилам тоже получают преимущества.
Позитивные мысли и слова
Стал много плакать. Только пошел в школу, и тут же заболел. Стал плохо спать. Чувствует себя утомленным. Раздражается. Жалуется на головные боли. Все это типичные проблемы многих первоклассников. Иногда ребенок не может объяснить, почему он не хочет идти в школу, но у него меняется настроение, чуть только о ней заходит речь. Надо быть внимательным к таким симптомам и стараться больше с ребенком разговаривать, расспрашивать, как он себя чувствовал в школе, что ему там понравилось. И фиксировать его внимание на позитивных моментах. Говорите больше о том хорошем, что дает школа: о новых друзьях, новых впечатлениях… Это полезно и для дальнейшего формирования личности. И никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка, даже если вы не согласны с педагогом. Наоборот, подмечайте все хорошее, что в нем есть, и говорите с ребенком именно об этом.
Больше отдыхать
Начало учебы в школе – большая нагрузка на организм ребенка. Меняется пульс, артериальное давление, дыхание… Ребенку приходится подолгу сидеть, и это тоже не лучшим образом влияет на его самочувствие. По статистике, 60 % первоклассников худеют к концу 1-й четверти, у многих снижается артериальное давление (что является признаком утомления).
Чтобы помочь ребенку справиться с нагрузками, используйте простейшую формулу: на отдых нужно выделять в два раза больше времени, чем продолжалась сама работа. Чтобы организм успевал восстановиться, утомление не накапливалось, и не ослабевал иммунитет.
Постарайтесь спланировать вашу жизнь так, чтобы вторую половину дня первоклассник проводил дома, а не на продленке. Желательно, чтобы он спал днем, а ночью – не меньше 11 часов. Не старайтесь в придачу к школе сразу записывать его на всевозможные допзанятия. А вот спорт – очень даже полезен.