Научить ребенка читать – не такая уж простая задача. Научить читать быстро – ещё сложнее. Но польза от быстрого и эффективного чтения – неоспорима. Вот несколько советов и упражнений от Шамиля АХМАДУЛЛИНА – психолога, автора книг и пособий по эффективному обучению детей, которые помогут вам научить вашего ребенка быстро читать и понимать прочитанное. Заодно и сами потренируетесь.
Начиная с пятого класса, школьнику приходится усваивать большие объёмы информации. Многие предметы требуют быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания. Скорочтение – важный навык, овладение которым позволит ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.
Скорочтение – комплексный метод, который состоит из нескольких более мелких навыков.
Для начала надо развить произвольное внимание.
Способность ребенка концентрировать свое внимание на одном действии или предмете длительное время – важная составляющая процесса чтения. Тренировать ее можно, например, с помощью лабиринта. Попросите своего малыша найти выход глазами, не используя ручку или карандаш.
Также необходимо расширить поле зрения.
При последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребенка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после – что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени. Другое дело, если ребенок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Для того чтобы ребенок мог видеть и воспринимать 2–3 слова одновременно, есть простое упражнение. Называется оно «клиновидные таблицы». Необходимо сконцентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая цифры, изображенные по бокам. Цель – доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца, не переводя на них глаза.
Уменьшить проговаривание.
Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения, отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции.
Убрать возвратные движения глаз.
Дети при чтении часто возвращаются к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Во-первых, это отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения. Решить эту проблему просто: нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. Так и родитель сможет визуально контролировать скорость чтения ребенка.
Уметь выделять главное в тексте.
Один из самых важных навыков – выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.