Утверждают, что с возрастом память становится хуже, а дети, наоборот, легко запоминают все, что угодно. Но память так же поддается тренировке, как и мышцы. Причем тренировать и развивать память можно и нужно не только взрослым, но и детям.
Вот только с детьми нужно учитывать несколько особенностей…
– Детская память носит непроизвольный характер. Малыши от 1 до 3 лет способны выучить все что угодно без всяких усилий. Лучше всего они держат в голове то, что вызывает больше эмоций, формирует яркие образы и ассоциации, – рассказывает педагог и психолог Светлана ПЯТНИЦКАЯ. – Детская память – непосредственна. Взрослые могут выделить смысл услышанного или увиденного, запоминая именно его. Ставится цель и подбираются эффективные средства для ее достижения. Малыши так сделать не могут. Они не запоминают осознанно и тем более пока не способны применять какие-либо вспомогательные средства для запоминания – мнемотехники. В то же время развитие детской памяти отлично поддается направленному воздействию со стороны взрослых. Вместе с тем стоит помнить, что вне конкретной деятельности крохе сложно удержать что-то в голове. Поэтому эффективнее всего развивать память в повседневных играх.
Например, таких…
Праздник у куклы
Запомнить, какие подарки принесут с собой гости (зайка – морковку, медвежонок – бочонок мёда и так далее).
Волшебный коврик
Дети 4-5 лет внимательно рассматривают и запоминают несложный узор из геометрических фигур на листе бумаги. Их задача – выложить на пустом листе такой же узор по памяти. С возрастом количество фигур можно увеличивать, а время на запоминание уменьшать.
Чего не стало
Возьмите 5-6 игрушек и разложите их перед малышом. Пусть он назовёт все предметы, а затем закроет глаза (отвернётся). В это время уберите одну игрушку и предложите вновь взглянуть на предметы. Задача ребёнка 4-5 лет – назвать, чего не стало. В 5-6 лет таких предметов может быть 6-8, в 6-7 лет – 8-10. Вместо игрушек можно использовать и карточки с иллюстрациями (диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц и цветов). Также игру можно усложнять: увеличивать количество предметов, оставлять всё как было и даже предложить место ведущего самому ребёнку.
Что изменилось
Эта игра напоминает предыдущую, но здесь предметы не исчезают совсем, а меняются местами. А ребенок должен понять и объяснить различия. К примеру, можно менять местами лепестки цветика-семицветика: «Красный лепесток был вторым по счёту, а теперь стал пятым».
Что может быть…
Ребёнку 3-5 лет задайте вопрос: «Что может быть… сладким? (сахар, конфета, мамин поцелуй); …синим (море, небо, платок); …шершавым (скамейка, язык кошки, кора дерева)». Детям старше 5 лет усложните задание, попросив отгадать описательную загадку. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное… что это?» – «Яблоко!»
В 6-7 лет дети способны завершать предложения такого плана: «О чём можно сказать: «Жёлтое… солнце»; «алый… арбуз»; «хмурое… небо»; «глубокая… лужа».
Эти игры не только развивают память, но и положительно влияют на умственную деятельность вашего дошкольника в целом. Тем самым вы развиваете не только память, но и речь, внимание, усидчивость малыша.