Ученики Елены Алексеевны Темеровой, учителя начальных классов одной московской школы, пишут словарные диктанты только на «хорошо» и «отлично». Секрет успеха – уникальная методика запоминания сложных слов. На первый взгляд – ничего экстраординарного, но главное – полученный результат. Сейчас расскажем, что надо делать. Давайте проверять, действительно ли работает методика?
В ней пять этапов. И начинается все с разминки… для мозга.


Гимнастика 

Упражнение направлено на перекрестную работу мозга. Для него используется простенькая таблица (см. ниже): в верхней части перечислены все буквы алфавита, в нижней чередуются только «Л», «П», «В». «Л» обозначает: вытянуть в сторону левую руку, «П» – правую, «В» – вытянуть в разные стороны обе руки сразу. Проговаривая буквы из верхней части таблицы, дети выполняют эти действия. Кажется, что упражнение совсем несложное, но на самом деле с первой попытки оно не получается даже у взрослых.


Выяснялка 

На втором этапе дети выясняют значение слова. Причем сами смотрят в этимологическом или толковом словарях. Непонятные моменты или слишком сложные понятия толкует взрослый. Главное – чтобы ребенок понял.

Говорилка 

Третий этап заключается в орфографическом проговаривании слова. Нужно обязательно вслух пропеть слово так, как мы его пишем, делая интонационный акцент на орфограммах.


Представлялка

Представляем слово в качестве какого-нибудь образа или ассоциации. Можно нарисовать ассоциативный рисунок для слова, который помогает запомнить орфограмму. Например, солома – сноп соломы, перевязанный веревкой в форме буквы «о». Если рисовать не хочется, придумайте выражение-подсказку. Можно даже целое предложение, которое по ассоциации поможет запомнить словарное слово. Например, для слова «дирижер» – Дима и Дина дирижеры.


Писалка

Последний этап запоминания – прописывание слова в воздухе. Здесь важно закрыть глаза, представить, что в руке невидимая ручка – и вперед. Пишем тщательно, прописываем каждую букву. В тот момент, когда ребенок доходит в своем воображении до безударной или непроверяемой гласной, попросите его мысленно выделить ее зеленым или красным цветом. Таким образом заранее настраиваем мозг, что вот это место в слове – сложное, и его надо зафиксировать.


Таким образом, ребята из класса Елены Темеровой могут запомнить за один раз до 9 новых словарных слов, а затем безошибочно написать их. Если методика не срабатывает, значит, ребенку не хватило концентрации внимания. В этом случае Елена Алексеевна предлагает выполнить упражнения на концентрацию: помахать рукой, покачать головой, потопать ногами, пожать плечами, а потом соединить несколько действий и проделать их одновременно.

Помимо результатов в виде сплошных «четверок» и «пятерок» за словарные диктанты, методика содержит еще один значительный плюс – так заниматься весело и интересно.