Советы педагога и психолога Светланы ПЯТНИЦКОЙ о том, как правильно и в какой последовательности обучать ребенка счету без стресса для родителей и малыша.

Коллаж Алексея Захарова.

Перед тем как целенаправленно обучать ребенка счету, ему следует объяснить понятия «один» и «много». Делайте это и дома, и на прогулке. Комментируйте увиденное: «У подъезда стоит одна машина, а во дворе – много», «Семечки клевал сначала один голубь, а теперь – много».

Как правило, к четырем годам малыш уже понимает вопрос «Сколько?» и при ответе на него пользуется словами «один», «много», «ни одного».

Далее самое время приступать к счету количественному. Главное условие обучения – ребенок должен видеть предметы, которые вы считаете. Если будете просто считать вслух – толку это не принесет. Ребенок запомнит лишь последовательность чисел, но считать не научится.

Дидактический материал для обучения количественному счету можно найти, просто выйдя из подъезда. Например, столбики, огораживающие тротуар, чтоб машины на нем не парковались. Пусть ваш ребенок переходит от одного столбика к другому и одновременно последовательно называет числа. Таким образом он понимает, что каждый столбик в ряду соответствует названному числу.

Аналогично можно научить малыша порядковому счету. Здесь поможет лестница. Когда спускаетесь по ступенькам, проговаривайте, наступая на каждую: «Первая ступенька, вторая ступенька», и так далее.

К пяти годам ребенок способен считать в пределах пяти, отвечать на вопросы «Сколько всего?» и «Который по счету?». Важно, чтобы к этому возрасту малыш мог соотносить последнее число с пересчитанными предметами. Например: «Один, два, три, четыре. Всего – четыре банана».

Конечно, заниматься нужно каждый день и лучше ненавязчиво, а не насильно усаживая ребенка за освоение новых знаний.

В магазине предложите отсчитать и положить с прилавка в пакет пять яблок, три свеклы и тому подобное. На прогулке считайте деревья, машины, собак, птиц, детей, коляски, игрушки и так далее. Дома пересчитывайте домочадцев, столовые приборы, салфетки по количеству гостей, раздавайте по печенью, конфете, зефиру каждому и так далее. Считайте все и вся…

К шести годам ребенок уже должен уметь считать (отсчитывать) в пределах десяти; пользоваться количественными и порядковыми числительными. Если вы видите, что привычные упражнения он выполняет хорошо, усложните задачу. Для тренировки на порядковый счет посадите игрушки в ряд. Пусть малыш ответит, на котором месте сидит зайчик, ежик... «Мишка сидит на третьем стуле».

К семи годам потренируйте дошколенка называть числа в прямом (5-6-7) и обратном порядке (10-9-8), попросите посчитать предметы в разных направлениях: слева направо и справа налево, в ряд, по кругу. Учите ребенка определять, какое число пропущено, отличать понятия «предыдущий» и «следующий» относительно обозначенного числа.

В этом возрасте дети уже способны раскладывать большое число на два меньших (в пределах десяти) и составлять из двух меньших большее. Конечно же, такие задания лучше всего выполнять, когда под рукой есть наглядно-трогательные пособия – предметы, которые можно отсчитать, перебирая руками: набор счетных палочек, карандаши, картонные полоски. Они помогут сделать тему «Состав числа» наглядной.

Не забудьте рассказать своему малышу, чем отличаются числа от цифр. Первые мы называем и слышим, вторые – пишем. По мере знакомства с числами можно постепенно знакомить ребенка с цифрами. Это тоже можно делать весело: лепить их из пластилина, выкладывать горохом, камушками на картонке, складывать из макарон, рисовать в воздухе. К семи годам ребенок обычно умеет писать цифры от 1 до 10.

Ну, и, конечно, веселее всего учиться, играя. Возьмите на вооружение эти подвижные игры, которые заодно помогут в обучении счету.


«Найди свой домик» 

Все участники игры получают по одной карточке с изображением разного количества предметов. Пока дети бегают врассыпную, взрослый раскладывает на стулья бумажки с нарисованными цифрами. По сигналу «Раз, два, три! Домик свой найди!» каждый участник должен занять стул, на котором лежит карточка с той цифрой, какое количество предметов изображено на его карточке. «Домиков» с цифрами может быть больше, чем участников – так чуть сложнее.

«Столько – сколько» 

Ведущий говорит одному из участников: «Прыгни на правой ноге (присядь, подними руки) столько раз, сколько я хлопну в ладоши». Дети поочередно выполняют задания ведущего.