Однажды он неизбежно возникает в жизни каждого малыша и его родителей. И тогда на смену спокойным дням подгузничного благоденствия приходят суровые попытки осознать, для чего нужен это странный предмет и как им пользоваться.
Детский нейропсихолог Валентина Паевская подсказала важные аспекты, которые необходимо учесть во время приучения к горшку, чтобы сохранить здоровье малышей и нервы родителей.
– С точки зрения физиологии ребенок до 1,5 лет не способен осознать и зафиксировать ощущение наполненности мочевого пузыря. Высаживать до этого возраста можно, так вы тренируете память малыша. Но не стоит ждать, что до полутора лет ребенок начнет осознанно пользоваться горшком. Лучше отложите этот вопрос до 1,5 лет, – рекомендует Валентина.
Купите горшок стандартной формы, как из советского детства, он анатомически подходит и девочкам, и мальчикам. Не стоит тратить лишние деньги и приобретать музыкальные, меняющие цвет агрегаты – это абсолютно ненужные функции, не стоит превращать горшок в игрушку. Если ребенок готов самостоятельно ходить на горшок, он сядет на самый обыкновенный, потому что для него это необходимость.
Горшок должен всегда стоять на одном месте и не двигаться по квартире ни днем, ни ночью. Когда малыш захочет на горшок, он должен точно знать, где его найти. Это действительно важно, ведь таким образом происходит тренировка сфинктера. Задача ребенка – дойти до горшка, дотерпеть, и этот момент проконтролировать. Поэтому малыш точно должен знать, где он находится. Именно в этом случае привыкание к горшку пройдет скорее и точнее.
Если же мама постоянно передвигает горшок, малыш теряется, особенно когда он заигрался. Драгоценное время уходит на поиски горшка, и случается очередной конфуз. К тому же хаотичное перемещение такого важного предмета по квартире еще и создает для ребенка нестабильную ситуацию. Как правило, это отодвигает момент полного привыкания.
Где именно размещать горшок: в ванной комнате, коридоре или возле кроватки, каждая семья решает для себя самостоятельно, это не принципиально. Единственное исключение – игровая зона. Там горшок находиться не должен, ведь он – не игрушка.
Не стоит учить на примере – показывать, как на горшок «ходит» мишка или кукла. Малыши очень быстро воспринимают эту игру и потом вместо того, чтобы пользоваться горшком самим, усаживают на него игрушки. Это негигиенично, а также превращает утилитарный предмет только лишь в развлекательный.
Дети, которые уже готовы ходить на горшок, сделают все сами, лишь бы не запачкаться. Это вопрос их внутреннего становления личности. Кстати, родители зачастую сами оттягивают этот момент, надевая на ребенка в 1,5 года памперсы на липучках, которые невозможно с себя стянуть, или плотные колготки, которые натягивают с трудом даже взрослые.
Если ребенок упирается, отталкивает горшок, не надо усаживать насильно. Достаточно раз в неделю показывать горшок и объяснять, для чего он нужен. Можно сажать после сна, если малыш спокойно на это реагирует.
Если ребенок самостоятельно сел на горшок хоть один раз, то это уже формирующийся навык.
Ночью будить малыша не надо и проверять постель на сухость – тоже. Мозг ребенка начнет работать, когда взрослые не будут вмешиваться.
Если ваш малыш начал ходить на горшок, уже через месяц он сможет спокойно ходить в обычный туалет.