Все больше становится детей, у которых – проблемы с речью.
– Сегодня среди моих пациентов каждый второй ребенок до 3 лет – неговорящий. Когда я начинала работать, таких детей почти не было, – уверяет Татьяна Васильевна БУДЕННАЯ, логопед с 40-летним стажем работы. Причина? Дети лишены правильной речевой среды. Это – вина родителей. Они просто не говорят с детьми, и малыши общаются с гаджетами…


– Когда же нужно начинать говорить с ребенком?

– С момента его рождения, а некоторые специалисты утверждают, что и гораздо раньше.

Речь – высшая и самая сложная психическая функция человека. Без нее невозможны познание мира и коммуникация. Логическое мышление формируется только тогда, когда у ребенка полностью сформирована речь.

Но речь – не врожденный навык. Чтобы человек научился говорить, нужна правильная речевая среда. Малыш учится говорить, слушая речь окружающих. Первая ступень речевой деятельности – фонематический слух – способность слышать звуки речи и дифференцировать их, закладывается у ребенка до 6 месяцев.

Сначала мы слышим звук, потому уже пробуем его произнести. Далее формируется понимание: определенные звуки стоят в определенном порядке, и в таком виде они обозначают тот или иной предмет, действие, признак. 


– Так нужно говорить с ребенком или в присутствии ребенка?

– Речь не просто должна звучать, говорить нужно именно с ребенком. Он должен понимать: вы с ним общаетесь. Можно перечислять вслух свои действия: я наливаю в кружку чай, давай помоем руки, ты кушаешь кашу, открой рот. Таким образом вы еще и разучиваете названия предметов, действий. Чтобы ребенок правильно сформировал звуковую матрицу, запомнил ее, соотнес с понятием и наполнил смыслом, он должен услышать слово 70–90 раз.

Уже в более сознательном возрасте стоит выработать «ритуал говорения», чтобы ребенок понимал: сейчас ему скажут что-то важное. Привлеките внимание малыша: хлопните в ладоши или прикоснитесь к руке, плечу. Здесь очень важен коммуникативный контакт – глаза в глаза. Говорить следует негромко, периодически переходя на шепот. Дети вообще лучше усваивают информацию, сказанную загадочным шепотом, а громкие звуки мозг ребенка, наоборот, блокирует. Поэтому, когда вы кричите на ребенка, добиваясь от него определенного действия, он просто не воспринимает ваши слова.


Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли – один из литературных примеров потери речевой функции.


– Каждого ребенка нужно показать логопеду?

– Основа речевого развития закладывается до 3 лет. Если к этому возрасту ваш ребенок еще не разговаривает или пользуется только минимальным набором обиходовых слов, если малыш говорил-говорил, потом вдруг замолчал, если у него не увеличивается словарный запас – бегом к специалисту.

И даже если родители не видят особых проблем, ребенка все равно стоит показать логопеду, чтобы он определил, правильно ли развивается речь, правильно ли развивается сам малыш. Наличие речевых расстройств негативно сказывается на всем психическом развитии ребенка.

– А как помочь ребенку в освоении речи?

– Все просто: говорить, говорить и еще раз говорить.

– Существуют ли правила, которые нужно соблюдать, разговаривая с ребенком?

– Не стоит заставлять ребенка механически повторять сказанное, нужно включать его в речевую игру. Приказные «скажи» и «повтори» только мешают. Самое элементарное – самому задать вопрос и самому на него ответить. Можно задавать наводящие вопросы ребенку или предлагать что-то сделать. Вместо «скажи тете пока» – предложить: мы уходим, давай попрощаемся. Кстати, слово «пока» на самом деле очень сложное для малышей – в нем два коротких быстрых звука. Некоторым детям легче сказать длинные «до свидания» или «прощай», в которых много звуков.

– Нужно ли маме переводить с «дитячьего» на общечеловеческий?

– Обязательно, ребенок должен слышать правильное произношение слова. Пусть неосознанно, но он все же запоминает верный вариант и использует уже его. И еще: не понимая, что лопочет малыш, окружающие будут приставать к нему, создавая дискомфорт для ребенка. Раз его не понимают, он будет просто уходить от речевой коммуникации. При этом ребенок не должен осознавать, что его переводят. Вы просто играете в эхо.

– Что еще могут сделать родители для развития речи у ребенка?

– Мы говорим и едим одними и теми же мышцами. Они, как и любые другие, нуждаются в тренировке. Пережевывание твердой пищи – отличная гимнастика для артикуляционных мышц. А сегодня из-за того, что детям дают преимущественно кашеобразную пищу, выпадает важный тренировочный момент для развития мускулатуры. Также можно делать с ребенком специальную артикуляционную гимнастику, тренировать длительный ротовой выдох. В этом отлично помогают надувание воздушных шариков и мыльных пузырей. Также можно сдувать со стола различные предметы: мелко нарезанную бумагу, вату, перышки, шарики для пинг-понга и даже пытаться сдвинуть что-то потяжелее, например карандаши.


Говорить с ребенком: как?

  • Медленно, протяжно, пропевая слова. Напевность, замедленность создают предпосылки для более благоприятного восприятия речи мозгом. 

  • Нужно обязательно делать паузы между словами. У малыша еще нет понятийности, она только формируется. Поэтому, когда нет пауз между словами, ребенку сложно вычленить из всего звукового потока, где начало, а где конец слова.

  • А вот делить слова на слоги не надо. Ваше «ма-ши-на» малыш воспринимает как три отдельные звуковые единицы, которые смыслово не объединяются. Долгое время ребенок не может соотнести предмет с произносимым. К тому же русский язык очень коварен. Деление на слоги, паузы, там, где это не нужно, могут создать ужасную путаницу, особенно для малыша. Например, «гад же ты» и «гаджеты», «плАчу» и «плачУ».

  • Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными формами слов – ребенку сложно их воспринимать. 

  • Ошибка многих взрослых – попытки подстроиться под лексику ребенка. Не надо. Наоборот, следует произносить слова и звуки правильно. Ребенок непроизвольно усваивает верный вариант. 

  • При этом не нужно заставлять ребенка переговаривать неправильно произнесенное слово. Это должен сделать взрослый. И лучше повторить не отдельное слово, а всю фразу целиком, не акцентируя внимание ребенка на том, что он ошибся. Если у вашего малыша из карандаша получается «ракандаш», в очередной раз, вручая ему этот предмет, проговорите: «Сейчас мы будем рисовать карандашами».



Стандарты развития речи

  • С 2 месяцев появляется «гуление». К началу третьего месяца «лепет» («агу-агу», «тя-тя», «ба-ба»).

  • С 6 месяцев, подражая взрослым, произносит отдельные слоги.

  • 10–11 месяцев – произносит первые слова-обозначения. По слову взрослого выполняет знакомые ему действия: «покачай лялю» и т. д.

  • К году понимает по слову (без жеста) несколько разученных ранее имен окружающих, названий предметов и действий. Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет, произносит осмысленно в пределах 10 слов.

  • От 1 года до 1,6 года – запас слов около 30. Понимание быстро растет, выполняет простые словесные поручения («принеси мишку»). Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям, говорит отдельными словами, имеющими значение, предложения дополняет эмоционально выразительными жестами, мимикой и интонацией.

  • К 2 годам словарь употребляемых слов увеличивается до 300. Начинает употреблять 2–3–составные предложения. В словах появляются грамматические изменения, речь становится эмоционально выразительной, средством общения.

  • К 3 годам может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее непосредственно воспринимались ребенком. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) – до 1200–1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими, но отрывочными предложениями, произношение становится правильным (за исключением шипящих, «л», «р»).

  • В 4 года пользуется простыми и сложными предложениями, грамматически правильно оформленными. Заканчивается формирование правильного произношения.

  • В 5 лет пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пересказывает сказку (рассказ) без дополнительных вопросов, дифференцирует все звуки.

Видео Владимира Апарина