7 важных фактов о детской агрессии
С детской злостью и вспыльчивостью неизбежно встречается любой родитель. И как реагировать на топанье ногами? Что делать с жалобами мам из детсадовской группы: «Ваш опять нашего толкнул»?


1. Агрессия неизбежна

Конфликты при общении неизбежны и у взрослых, а уж тем более у детей. Они обязательно что-нибудь не поделят в песочнице и будут пихаться, толкаться, отбирать друг у друга игрушки. 

Двухлетка еще не способен делиться: он только-только усвоил, что есть его совочек и его ведерко. Что собственность – ценна. Да и трех-четырехлетние еще не умеют справляться с эмоциями. Это не значит, что мы не должны их этому учить. Но это и не означает, что научить мы можем и должны немедленно. 

Внушать культурные нормы и правила нужно: «Нехорошо толкаться!», «Надо делиться». Как и подкреплять их действиями, например, унести своего «бармалея», который уж совсем разбушевался, с площадки. Но не надо ждать, что ребенок усвоит нормы быстро.

2. Садик – опасное место

Воспитатель один, а детей много. Поэтому, отправляя ребенка в садик, нужно быть морально готовым к тому, что его там могут обидеть. Или что он сам может кого-то обидеть. И родители не должны вмешиваться в конфликт, и уж тем более продолжать «куличиковые» разборки старшим составом. 

3. Как правильно реагировать

Если драчун растет и остается драчуном, с этим нужно разбираться отдельно. Что провоцирует его агрессию? Может быть, с этим есть проблемы у нас самих? Или это особенность его темперамента, ставшая вредной привычкой, которой мы не уделили внимания? А может, дело в коллективе, где драться принято? Или над ребенком издеваются словесно, а он так же ловко ответить не может, вот и размахивает кулаками? Исходя из причин и нужно действовать.

Если драчун – чужой ребенок, проблему надо решать через взрослых, которые за это отвечают. Агрессия детей в коллективе – ответственность взрослых, которые находятся с ними рядом, то есть учителей и воспитателей. Бороться нужно не с конкретными маленькими драчунами, а именно с их желанием и возможностью подраться здесь и сейчас.

4. «Нулевая толерантность» или «пусть учится жизни»

Во многих странах есть понятие «нулевой толерантности к агрессии». Там детей учат не драться никогда, ни с кем, вообще. Распускание рук с малых лет считается абсолютно антисоциальным поведением. В результате, действительно, школьники почти не дерутся. Но уж если агрессия прорывается наружу, то мало никому не покажется.

Драки неизбежны, но они однозначно нежелательны. Драка – не ЧП, если никто не убит или не покалечен. Но и нельзя относиться к ней с позиции: «а ничего, мальчишки всегда дерутся» или «пусть учится за себя постоять» Нет. Взрослые должны драки прекращать и предотвращать. Иначе детское (да и взрослое) общество откатывается назад к первобытности. Кто сомневается – перечитайте «Повелителя мух».

5. Учить ли давать сдачи?

Научить этому почти невозможно. Либо человек настроен давать отпор, либо он этого делать не может и не хочет. Пока. Или вообще. И подначивать такого человека бесполезно, даже вредно. У каждого из нас есть глубокие установки на ту или иную реакцию. Эти установки связаны с нашим темпераментом, характером. Предрасположенность может меняться в течение жизни или в разных ситуациях, но уж точно не напрямую в результате обучения конкретным действиям и приемам. Поэтому лучше в целом смириться с тем, что у вас растет «рохля и слабак» или «буйная пацанка». Во-первых, все может постепенно измениться, а во-вторых, люди разные. Кому-то хорошо бы разрешить ябедничать – бывает, что этот выход из ситуации для конкретного ребенка намного правильнее, чем пытаться «разобраться самому».

6. Девочки и мальчики

Драчливых и активных девочек очень много. Миролюбивых и тихих мальчиков не меньше. Поэтому всевозможные традиционно-гендерные рассуждения на тему разницы между полами имеют мало отношения к реальности. Особенно к концу начальной школы, когда многие девчонки резко прибавляют в росте и весе, а мальчики еще медлят.

Все эти увещевания а-ля «как не стыдно драться, ты же девочка» и «как не стыдно бить ее, она же девочка» лучше обдумать хорошенько и понять, что если некрасиво бить девочек, то и мальчиков не стоит. И наоборот: если тебя бьет девочка – то никаких преимуществ перед мальчиком у нее нет. Потому что она начала первая, и ты, если хочешь, можешь защищаться!

7. Как учить сдерживаться

Вспыльчивость может, действительно, мешать ребенку жить, в отличие от неумения давать сдачи. Если у драки заведомо нет сложных психологических причин – просто ребенок – забияка, с этим можно бороться как с вредной привычкой. Выучите с ребенком «приемы прерывания». Они должны состоять не менее чем из четырех «тактов». Например: глубоко вдохнул – выдохнул – сосчитал до десяти – обхватил себя руками (взял себя в руки). Это помогает даже очень импульсивным детям. Поощрять неделю или месяц без драк можно маленькими подарками. 

И конечно, всегда здорово вести разъяснения «на берегу»: когда драться, а когда нет; как оценить противника; что делать, если несколько человек бьют одного… Но главное – для осознанного отношения к дракам, здоровой и нездоровой злости, агрессии вообще – мы должны сами сесть и подумать: а как с этим делом у нас? Есть ли проблемы?