Когда ребенок не хочет идти в школу, его часто обвиняют в лени, нередко крайними делают и учителей. А может, причина школьных трудностей лежит в другой плоскости? О своем видении извечной проблемы нам рассказал психолог, автор курсов ускоренного обучения «Основы. Чтение без чтения. Скорочтение для детей», «Летний интенсив» Александр Калинин.

Не созрел

Часто нежелание учиться (а такое испытывают примерно восемьдесят детей из ста) зависит от того, что ребенка рано отдали в школу. В возрасте 6-7 лет разница по физиологическим показателям между детьми, родившимися в один день, может составлять до полутора лет. Получается, что семилетний ребенок иногда начинает учиться фактически в пять лет. Ему тяжело. А в первом классе закладываются все навыки: письма, счета, чтения, обработки информации, взаимодействия с классом и учителем. Дети с поздним развитием, к сожалению, не достигают должного уровня. И впоследствии, когда физиологически уже готовы учиться, они не имеют необходимых навыков – инструментов работы. Они медленно читают, считают, пишут. В итоге в пятом классе они не успевают почти ничего. Как же дальше ходить в школу? 

Рекомендовал бы садиться за парту ближе к 8 годам. Детей гармоничных, прекрасно адаптирующихся ко многим ситуациям, свободных. Таких ребят больше среди тех, которые пошли в школу вовремя. Трудности рано отданного в школу ребенка могут касаться не только учебы. Можно быть отличником, но испытывать дискомфорт, например, в психологической сфере. И это наложит отпечаток на всю жизнь.


Нагрузили

Родители водят детей помимо школы еще на секции и кружки, понятно, из лучших побуждений, но что происходит на деле? Во-первых, первый класс – это всегда адаптация к новой обстановке (около трех месяцев): дети сильнее устают, нередко жалуются на боли в животе, голове, могут часто болеть. В 6-7 лет они активно развиваются, колоссальные изменения происходят в мозге. Представляете, каковы энергетические затраты детского организма? И прибавьте к ним занятия с репетитором, бассейн… Это невероятные ежедневные физические, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки. Дети не успевают восстанавливаться к следующему дню. Отчего же им хотеть идти в школу? 

Тем более, до этого их водили в садик. Там был послеобеденный сон, потом – прогулки на свежем воздухе. Теперь же вторая половина дня у них загружена. Нарушается режим, который складывался с самого рождения. Это страшный удар по организму! Более того, мы загоняем детей в пыльные кабинеты с запахом хлорки, а им так необходимо гулять на улице, бегать и прыгать! Поэтому нередки аллергии, ослабление иммунитета. В идеале первоклассник после уроков должен поспать или хотя бы полежать, много гулять на улице.


А уроки?

Вы скажите, когда же их делать? У некоторых и в первом классе эта процедура длится часами. Почему? Во-первых, дети в этом возрасте не чувствуют время, во-вторых, большая часть усилий начинающего школьника уходит на то, чтобы собраться. Он концентрируется на короткий срок, а потом просто устает. Поэтому разбейте выполнение уроков на части по 15-20 минут с десятиминутными перерывами. Пусть в эти десять минут ребенок разомнется или даже поиграет во что-нибудь подвижное, но не будоражащее. И продолжайте выполнять домашнее задание. Это лучше, чем если первоклассник устанет и попросит через полчаса воды, а потом поесть, а потом решит во что бы то ни стало рассказать интересную историю. В итоге вы можете просидеть за уроками до ночи, замучив себя и ребенка.

Чтобы школьник успевал учиться и отдыхать, соблюдайте режим. Это давнее правило, которое пока никто не отменял.


Письмо

К 6-7 годам кисть еще не сформировалась. Поэтому даже взрослые помнят, как тяжело им было выводить буквы в прописи. А еще многие сталкивались с тем, что в первом классе их ребенок писал красивее, чем во втором. Причина опять-таки в слабой кисти, которая еще не сформировалась настолько, чтобы выдерживать большие нагрузки. Так что не торопитесь ругать своих детей. 


А дошкольная подготовка?

Представьте, насколько она должна быть щадящей и продуманной, чтобы действительно помочь ребенку, а не навредить. Я рекомендую всем ограничиться садиковской программой подготовки к школе. Не отнимайте у детей детства. Пусть дошколенок бегает, прыгает. Пусть наиграется. Не отказывайте своим детям в общении. Именно в этом случае в школу пойдет ребенок, способный к учебе, готовый к контакту с одноклассниками и учителями. И не торопитесь за школьную парту. Если у вас есть подозрения, что ваши сын или дочь не готовы, проведите лучше диагностику у специалистов. Поторопишься на один год – и испортишь дальнейшие 11 лет, а то и всю жизнь. А если так случилось, что школьник уже имеет проблемы с учебой (не успевает за всеми, медленно читает, плохо пишет, не считает нужным учить какой-нибудь предмет), лучше, конечно, обращаться к специалисту. В моей практике не было ни одного ребенка, у которого какая-либо из этих проблем разрешилась сама собой.