Несколько упражнений для тренировки навыка быстрого, но осознанного чтения.
ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
Переворачиваем книгу на 180° и начинаем читать. Да, вверх тормашками, а еще справа налево.
Это упражнение способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв. Развивает умение сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
УПРАЖНЕНИЕ С ХИТРИНКОЙ
Берем линейку или закладку и делим буквы напополам, закрывая их. Пытаемся читать частично прикрытую строку. Причем сначала прикрывайте нижнюю половину букв, а потом верхнюю – так получается сложнее.
В первом случае ребенок по фрагменту должен восстановить правильный целостный эталон буквы. А во втором – как раз и кроется та самая хитринка. Когда закрывается верхняя часть букв, узнать их становится значительно сложнее, но нижняя строчка в этот момент открыта полностью. И большинство детей доходят до маленькой уловки – чуть облегчить себе жизнь, прочитав заодно и нижнюю строчку. Откровенно говоря, именно эта хитрость нам и нужна.
В этом случае чтение про себя нижней строки развивает словесную логическую память, так как необходимо удержать в памяти сразу несколько слов некоторый промежуток времени. Также тренируются навыки распределения внимания и умения выполнять одновременно минимум две задачи: чтение половинчатой строки вслух и нижележащей строчки про себя.
ЧТЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
Делаем глубокий вдох и начинаем вслух читать по строчке из вот такого текста:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБГХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Оказывается, это очень сложно. Попробуйте сами.
МНОГО-МНОГО РАЗ
Читаем любой текст ровно одну минуту и отмечаем слово, на котором закончили. Затем опять начинаем читать сначала тот же самый отрывок. Естественно, в этот раз результат лучше – знакомый текст читать легче и прочитано на несколько слов больше. Снова отмечаем слово, на котором закончили. Видим наглядно свой прогресс, и настроение улучшается. Но больше трех раз читать не стоит – утомляет, да и скучно.
И не забудьте сделать таблицу достижений, чтобы наглядно оценивать свои успехи и хвастаться ими.
В школе существуют нормативы по скорости чтения для разных возрастов. Первоклассник должен читать не менее 30 слов в минуту. Во втором классе – уже минимум 50. К окончанию начальной школы ребенок должен читать 100–120 слов в минуту, а в средней школе – 150 слов.
Оптимальная скорость чтения для ребенка старше 10 лет должна приблизительно равняться скорости разговорной речи.