Нужно ли учить стихи с детьми? Конечно, нужно. И не только несчастные четыре строчки накануне утренника в детском саду. Подробнее о том, что дает детям разучивание стихов, рассказывает Татьяна Васильевна БУДЕННАЯ – логопед с 40-летним стажем работы.
– Конечно, разучивание стихов развивает механическую память. Причем не только у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В большинстве случаев занятия строятся по принципу «услышали и запомнили», не особенно вдаваясь в смысл. Это неплохо. Однако не идет в сравнение с тем, когда ребенок не просто запоминает с помощью многократного повторения одни и те же строки, но вникает в суть. Тогда можно будет говорить о тренировке логической (смысловой) памяти. Именно она помогает малышам и школьникам сохранять концентрацию, а также быть более вдумчивым и наблюдательным, – поясняет Татьяна Васильевна.
Для начала разберите стихотворение, которое собрались разучивать, буквально «по косточкам». Выясните, что обозначают все новые, незнакомые слова. Это, кстати, еще одна из полезных функций разучивания стихов. Они обогащают словарный запас, учат малыша работать с речью, любить родной язык.
В стихотворениях ребенку встречаются слова, которые мы редко используем в разговорной речи. На примере стихов можно рассказать, что такое синонимы и антонимы. Ребенок научится чувствовать, почему автор поставил в этом случае слово «красивый», а в другом – «замечательный», «чудесный» и другое.
– Важно, чтобы, заучивая стихотворение, ребенок представлял, о чем он рассказывает. Так он тренирует воображение, учится представлять, анализировать информацию. Как бы превращает слова в картинки и картинки в слова, – продолжает Татьяна Буденная.
Если у малыша не получается рисовать картинку в голове, попросите его для начала сделать это на бумаге. Нарисовать можно и каждую строчку в отдельности, и целое четверостишие. Так и запоминается легче.
Если ребенок уже умеет читать, вы можете написать на листе стихотворение и сделать пропуски нескольких слов (например, тех, которые обозначают предметы). Пусть ребенок на месте этих пропусков сделает рисунок недостающего слова. Например, в строке «Буря мглою небо кроет» пропустите слово «буря», пусть школьник нарисует на этом месте то, как он представляет себе ненастье.
– Детские стихотворения очень ритмичны. И, заучивая их, ребенок косвенно развивает понимание слоговой структуры слова. То есть он учится правильно делить слово на слоги. Далеко не все дошкольники и ученики 1-го и 2-го классов могут прохлопать даже такое простое слова, как «со-ба-ка». Не все чувствуют, где нужно сделать паузу, остановиться. Стихи решают этот вопрос. Ребенок, который медленно, вдумчиво читает стихотворение, невольно прорабатывает его словесную ритмику. Особенно полезно учить стихи детям, у которых есть проблемы с обучением чтению, – рекомендует логопед.
Ну и конечно, декламация стихов развивает дикцию. Умение громко и четко рассказать стихотворение в кругу семьи поможет ребенку более уверенно повторить его на публике. Постепенно к нему придет понимание, в каком темпе, с какими интонациями лучше всего строить свою речь (а не только читать стихи), чтобы окружающие слышали его и понимали каждое слово.
– Есть родители, которые стараются учить с ребенком по одному стихотворению в день. Так вот, если вы хотите, чтобы заучивание стихов приносило максимальную пользу, так делать не следует, – убеждает Татьяна Буденная. – Наоборот. Лучше качественно поработать с одним стихотворением, чем зазубривать по 1-2 стиха в день и тренировать только механическую память. Желательно, конечно, выбирать стихи, которые нравятся малышу.
Начать привычку к разучиванию стихов наизусть можно с отрывков из любимых сказок классических Чуковского, Маршака. Сначала медленно, вдумчиво читайте их, визуально изображая каждое слово. А затем учите так же медленно, по чуть-чуть.
В спокойной обстановке прочитайте текст. Проработайте незнакомые слова, обсудите их, задайте вопросы: «Что происходит в стихотворении? Какие герои действуют? Что они делают?». Нарисуйте рисунок. А только потом приступайте к заучиванию.