– У ребенка в садике буквы не проходят. Книжки ни одной нет! Детей никто не учит читать, – возмущается знакомая.
– А на собеседовании перед приемом в первый класс сына и про планеты спрашивали, и сколько дней в году, и написать имя, фамилию просили, и предложение прочитать. Но в садике они всего этого не проходили. Мы сами дома занимались, – поддерживает ее вторая.
Фото/Видео: Евгения Лебедева
Давайте разберемся, чему должен научить ребенка детский сад согласно образовательным стандартам?
– В каждом дошкольном образовательном учреждении – своя программа. Ее строят на основе утвержденных федеральным министерством программ. Например, в нашем Целинском районе большинство садиков работают на программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы. Но каждый садик перерабатывает эту базовую программу под свои возможности и потребности, – рассказывает методист по дошкольному образованию отдела образования Целинского района Маргарита КУЗНЕЦОВА.
В этих программах как раз и прописаны все образовательные стандарты. И на сегодняшний день ни одна образовательная программа для дошкольных учреждений не предполагает обучения детей чтению. Воспитатели в детских садах не владеют методикой преподавания чтения.
– Да, воспитатели знакомят детей с цифрами и буквами. Рассказывают, что слово «автобус» начинается с буквы «а». Некоторые дети потом сами начинают складывать слоги. Но именно чтению их не учат. И, возможно, это даже к лучшему, считают школьные педагоги. Потом не приходится ребенка переучивать. Ведь в школе свои требования, которые ребенку, уже умеющему читать, бывает сложно воспринять, переучиться, – продолжает Маргарита Николаевна.
Основная задача дошкольного образования – не научить читать и писать, а всесторонне развить ребенка. Садик помогает освоить определенные навыки, создает предпосылки к дальнейшей учебной деятельности детей, помогает в социализации ребенка, развивает коммуникативные навыки. Не больше и не меньше.
– Родителям никто не запрещает заниматься развитием собственного ребенка. Посещать кружки, секции, заниматься дополнительным образованием. А вот перекладывать всю ответственность за образование своего ребенка на дошкольное учреждение – большая ошибка, – убеждает специалист.
Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился читать в 4 года или писать в 5 лет, – вперед, все в ваших руках. Но подумайте, стоит ли?
Вот что по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Вераксы должен уметь выпускник детского сада:
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.