Растет количество детей с диагнозом задержки речевого развития.
О том, почему так происходит и что с этим делать, рассказала детский и подростковый психиатр клиники «Феникс», врач высшей категории, член Российского общества психиатров Оксана МЕЛЬНИКОВА.
Назвать точные причины задержки в каждом конкретном случае бывает сложно, но в общем, часто оказывают влияние внутриутробные проблемы, родовые травмы, перинатальне патологии. Играют роль наследственная предрасположенность и окружающие условия. Ухудшают обстановку повсеместная информатизация и отсутствие должного психо-эмоционального контакта с родителями. Результат: количество детей, имеющих проблемы с речью, увеличивается.
Сегодня даже изменились критерии норм у специалистов. Логопеды не находят проблемными детей, которые не могут четко произносить звуки до 4 лет (раньше – до 3). А вот психиатры придерживаются другого мнения: речевой центр развивается до 4,5 лет – природные критерии никто не отменял и не отменит – а значит, на малышей, которые так и не научились говорить четко к этому возрасту, родители должны обратить пристальное внимание. Конечно, с возрастом задержка часто компенсируется, но легкая недостаточность нередко остается на всю жизнь. Причины косноязычности и замкнутости могут крыться в глубочайшем детстве и быть связаны с задержкой речевого развития. Что же делать, чтобы ребенок разговорился, и в каких случаях необходимо посетить специалистов?
Важно – все
Нужно обращать внимание на поведение ребенка до года: как гулит, реагирует ли на контакт, начал ли произносить простейшие слова. Если до года таких проявлений не появилось – это повод бить тревогу. При ряде расстройств (дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау-Клеффнера) часто развитие речи идет нормально до определенного возраста, а затем приостанавливается или даже регрессирует. Для сравнения: при аутизме развитие речи не идет должным образом еще на доречевом этапе (ребенок практически не оживляется, почти не гулит, становится заметен так называемый «птичий язык», однако он может произносить целые фразы, при этом не используя их для общения). Такие расстройства речи определяют уже не как задержку, а как отклонение в развитии.
Примерно к трем годам (по мнению некоторых специалистов, к 4-м) у ребенка должна сформироваться фразовая речь, а ее недостатки могут проявляться большей частью на уровне произношения.
В 4 года ребенок спрашивает «где, куда, как, когда», употребляет придаточные предложения, может повторить короткие рассказы, произносит сложные комбинации звуков.
После 4,5 лет ребенок должен говорить хорошо и чисто. Если этого не случилось, скорей всего, без помощи специалистов не обойтись. По крайней мере, теперь надеяться на то, что ребенок выговорится сам собой, не стоит, к этому придется прилагать особые усилия.
Общайтесь, читайте, играйте
Помните главное: ребенок не заговорит, если с ним не разговаривать, не заниматься им, не провоцировать на говорение. Для развития крох очень важен психоэмоциональный контакт, говоря же попросту, малышей нужно носить на руках, гладить, делать им массажи, петь песенки, эмоционально общаться, подражать им в их звукопроизношении, играть с ними.
Малышам постарше (примерно с года) нужно слышать только правильную чистую речь (никакого подражания и сюсюканья). А вот тесный психоэмоциональный контакт должен сохраняться: пойте песенки, общайтесь с ним, играйте в пальчиковые игры (необходимо развивать мелкую моторику ребенка), читайте книги, рассматривайте картинки.
Обратите внимание, какой воспитатель или учитель у ребенка. В раннем возрасте эти люди оказывают большое влияние на детей, являются для них примером. Это должны быть грамотные специалисты с хорошо поставленной речью.
Ограждайте ребенка от гаджетов и любого обильного информационного воздействия. Сегодня у специалистов даже появился термин «цифровая псевдодебильность». Мозг ребенка, который проводит много времени с гаджетами, перестает размышлять.
И логопед, и психиатр
Если родители видят, что у ребенка есть отклонения от нормы, нужно обратиться к специалисту. В постановке диагноза принимают участие отоларинголог, сурдолог, логопед, невролог, психиатр. Врач назначит лечение, при необходимости – медикаментозное, а проводить занятия будут уже логопеды или дефектологи. Важно вовремя обратить внимание на проблему и найти специалиста, который поможет, чтобы задержка речевого развития не переросла в задержку психического развития. Проявляется оно в изменении поведения ребенка и отставании от сверстников. В какой-то период над ребенком начинают смеяться из-за неправильной речи, сторониться, потому что его попросту не поймешь. Неудивительно, что такие девочки и мальчики начинают замыкаться, неуверенно себя чувствовать. В результате происходит задержка еще и психического развития. В этом случае обращаться нужно уже к психиатру. Подбор правильного лечения и занятий позволит компенсировать ребенку задержку психоречевого развития.
Рекомендации, как развить нормальную речь у детей
Сохраняйте эмоциональный контакт с ребенком.
Разговаривайте.
Играйте.
Создавайте условия для говорения.
Ограждайте от информационной нагрузки (прежде всего, не приучайте к гаджетам).
Читайте ребенку, читайте сами.
При необходимости обращайтесь к специалистам.