Дата публикации:
8 апр 2019 г.
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером, телевизором, гаджетом? На этот и другие вопросы отвечает Анастасия ЛЕВШИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики, педагог детского развивающего центра «ВдохНОВение» Южного федерального университета.
1069
– Анастасия Андреевна, как вы оцениваете влияние информационно-коммуникационных технологий на детей?
– Нельзя однозначно сказать: новейшие технологии – это хорошо или это плохо. Совсем растить ребенка без них, наверно, неправильно. Маленького человека нужно готовить к тому, чтобы он мог жить в современных условиях. Но важно понимать: когда новейшие средства используются как цель – ребенка на час засаживают за компьютерные игры или мультики – это плохо, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) вплетаются в жизнь ребенка как средство развития – это идет только на пользу.
Современные дети отличаются даже от тех, что были 10-15 лет назад. Они растут в условиях стремительного развития техники, ускоряющейся жизни. Это сказывается на детях, на их особенностях восприятия действительности, обучения. И это нужно учитывать. Поэтому использование различных гаджетов бывает и вынужденной мерой – способом привлечь ребенка.
– Какие основные проблемы использования гаджетов и телевидения вы бы выделили?
– Условно можно выделить три блока проблем: физиологические, педагогические и социально-психологические. Со стороны физиологии негативное воздействие выражается прежде всего в перевозбуждении нервной системы. Формирующийся мозг ребенка не в состоянии усваивать информацию в таком объеме и такого качества, которая ему предлагается – и в какой-то момент ребенок как будто отключается, он продолжает сидеть перед экраном, но не в состоянии даже пересказать, что он там видел минуту назад*. Такое перевозбуждение может стать препятствием на пути развития ребенка, в первую очередь его речи, способности управлять своим вниманием.
В результате появляются педагогические проблемы. Если ребенок неусидчив, невнимателен, как он будет сидеть на уроке? Сейчас все больше появляется детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Даже самому образованному, мотивированному, любящему детей и свое дело педагогу научить таких учеников непросто, особенно когда в классе еще десятки других школьников.
Ну и наконец социально-психологические проблемы. Они возникают тогда, когда дети смотрят на экранах совсем не то, что надо – на сцены агрессии, насилия, оскорблений. Естественно, они будут перенимать это поведение, кто-то больше, кто-то меньше.
– Когда же гаджеты и телевизор приносят пользу?
– При разумном подходе почти всегда. Например, при помощи интерактивной песочницы можно развивать ощущения ребенка, социально-коммуникативные навыки, решать многие психологические проблемы. Сегодня также существуют специальные компьютерные программы, активно используемые в логопедических занятиях. Только воздействовать ИКТ на ребенка должны не дольше 15 минут в течение одного занятия и суммарно не больше часа в день.** То же касается и мультиков. Вспомните передачу «Спокойной ночи, малыши». Она прекрасно организована. Сам мультик там длится около пяти минут, а до этого идет общение со зрителем, звучат пояснения, создаются наглядные ситуации. Сейчас появился хороший русский мультфильм «Малышарики». Он рассчитан на детей 3-5 лет и длится 5 минут. Но, опять-таки, если ребенок посмотрит одну серию, где увидит, как общаться со сверстниками, как поступать, если у тебя просят что-то, а ты не хочешь давать, а потом родители еще и обсудят с ним содержание, – это одно дело, и такой просмотр мультика, конечно, пойдет на пользу. Но ведь «Малышариков» можно включить ребенку и сразу на 1,5 часа – в этом случае мультики пойдут исключительно во вред.
Кстати, за два часа до сна не нужно смотреть любые мультики, в противном случае опять же происходит перевозбуждение нервной системы. Ребенок попросту может не заснуть, или его сон окажется не настолько качественным, как если бы ему перед сном почитали книгу.
– А разве книга никакого воздействия не оказывает?
– Книга – это дело другое. Ее воздействие на мозг принципиально отличается: не происходит сильного возбуждения за счет постоянной эксплуатации непроизвольного внимания, как в мультфильмах (где постоянно что-то мелькает и прыгает). При прослушивании сказок ребенок, напротив, учится сосредотачиваться, формируется усидчивость. Кроме того, когда мы читаем, мозг переводит слова в зрительные образы – он работает. Причем эта работа способствует развитию речи. А вот при просмотре мультиков даже с самой чудесной озвучкой развития речи не происходит. Зрительное воздействие столь велико, что оно блокирует большую часть слуховой информации. Возрастные ограничения введены на мультики и фильмы не только по причине содержания, но и из-за экранного воздействия.
– А какие мультфильмы и занятия с ИКТ вы порекомендуете для малышей до 3 лет?
– Детей раннего возраста лучше вообще занимать не мультиками и гаджетами, а дать возможность исследовать окружающий мир. В это время формируется сенсомоторный интеллект, который становится основой для всего его будущего развития. Для малыша чрезвычайно важно в этот период много двигаться и получать информацию от своих органов чувств: смотреть по сторонам, слушать разные звуки, ощупывать, ползать, ходить, бегать и даже иногда падать. Если же ребенку не дают этого делать в достаточном количестве, происходит искусственная задержка развития. Ситуация, когда физиологических предпосылок для задержки развития нет, а ребенок от сверстников отстает, сегодня становится все более распространенной, и даже в семьях благополучных. Потому что даже суперсовременный гаджет для развития интеллекта даст намного меньше, чем типичные детские эксперименты: что-нибудь разливать, размазывать, вытирать и смотреть, что из этого получается. Если же ребенок набегался, нащупался и напробовался, тогда можно рассчитывать, что к 7 годам у него начнет формироваться логическое мышление, усидчивость. Это будет ребенок, подготовленный к школьной жизни, к дальнейшему развитию.
– И в школе не нужно будет стараться удивлять его и тратить уйму времени на привлечение внимания?
– Ребенок недаром идет учиться с 7 лет, с этого возраста у него начинает формироваться учебная мотивация – естественная потребность в знаниях. До 7 же лет ему хотелось только играть – это нормально, поэтому и большую часть занятий с ним проводили в игровой форме. К школе же нас подготовила сама природа. Однако для ребенка, которого до 7 лет все время развлекали и удивляли, а потом вдруг усадили за парту, школа будет стрессом, поэтому для шестилеток и ввели подготовку к школе – непродолжительные, редкие, но регулярные занятия, которые не только знакомят с теорией, но и приучают мальчиков и девочек к школьной жизни, где должно, между прочим, оставаться место для удивления и сюрпризов. И ИКТ здесь иногда очень помогают. Например, ребенку не нравится изучать ту часть окружающего мира, где речь идет о планетах солнечной системы, – ну неинтересно, и все! А после посещения интерактивного планетария, где как будто попадаешь в космос и удивлению нет предела, в школьнике вдруг просыпается интерес к астрономии, и он уже и на уроках ловит каждое слово учителя.
– Способствуют ли сильные впечатления, которые дети получают при работе с ИКТ, лучшему усвоению материала?
– Чтобы ребенка чему-то научить, его необходимо самого вовлекать в деятельность (чтобы он сам читал, считал, рассказывал, показывал), и еще нужно повторять, повторять и повторять пройденное. Гаджеты и другие новейшие средства коммуникационных технологий очень помогают в процессе обучения, но подменить его они не могут.
*Влияние телевидения на детей описано в книге Райнера Пацлафа «Застывший взгляд».
** Если у ребенка есть неврологические или другие расстройства, время влияния ИКТ должно быть еще меньше.
– Нельзя однозначно сказать: новейшие технологии – это хорошо или это плохо. Совсем растить ребенка без них, наверно, неправильно. Маленького человека нужно готовить к тому, чтобы он мог жить в современных условиях. Но важно понимать: когда новейшие средства используются как цель – ребенка на час засаживают за компьютерные игры или мультики – это плохо, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) вплетаются в жизнь ребенка как средство развития – это идет только на пользу.
Современные дети отличаются даже от тех, что были 10-15 лет назад. Они растут в условиях стремительного развития техники, ускоряющейся жизни. Это сказывается на детях, на их особенностях восприятия действительности, обучения. И это нужно учитывать. Поэтому использование различных гаджетов бывает и вынужденной мерой – способом привлечь ребенка.
– Какие основные проблемы использования гаджетов и телевидения вы бы выделили?
– Условно можно выделить три блока проблем: физиологические, педагогические и социально-психологические. Со стороны физиологии негативное воздействие выражается прежде всего в перевозбуждении нервной системы. Формирующийся мозг ребенка не в состоянии усваивать информацию в таком объеме и такого качества, которая ему предлагается – и в какой-то момент ребенок как будто отключается, он продолжает сидеть перед экраном, но не в состоянии даже пересказать, что он там видел минуту назад*. Такое перевозбуждение может стать препятствием на пути развития ребенка, в первую очередь его речи, способности управлять своим вниманием.
В результате появляются педагогические проблемы. Если ребенок неусидчив, невнимателен, как он будет сидеть на уроке? Сейчас все больше появляется детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Даже самому образованному, мотивированному, любящему детей и свое дело педагогу научить таких учеников непросто, особенно когда в классе еще десятки других школьников.
Ну и наконец социально-психологические проблемы. Они возникают тогда, когда дети смотрят на экранах совсем не то, что надо – на сцены агрессии, насилия, оскорблений. Естественно, они будут перенимать это поведение, кто-то больше, кто-то меньше.
– Когда же гаджеты и телевизор приносят пользу?
– При разумном подходе почти всегда. Например, при помощи интерактивной песочницы можно развивать ощущения ребенка, социально-коммуникативные навыки, решать многие психологические проблемы. Сегодня также существуют специальные компьютерные программы, активно используемые в логопедических занятиях. Только воздействовать ИКТ на ребенка должны не дольше 15 минут в течение одного занятия и суммарно не больше часа в день.** То же касается и мультиков. Вспомните передачу «Спокойной ночи, малыши». Она прекрасно организована. Сам мультик там длится около пяти минут, а до этого идет общение со зрителем, звучат пояснения, создаются наглядные ситуации. Сейчас появился хороший русский мультфильм «Малышарики». Он рассчитан на детей 3-5 лет и длится 5 минут. Но, опять-таки, если ребенок посмотрит одну серию, где увидит, как общаться со сверстниками, как поступать, если у тебя просят что-то, а ты не хочешь давать, а потом родители еще и обсудят с ним содержание, – это одно дело, и такой просмотр мультика, конечно, пойдет на пользу. Но ведь «Малышариков» можно включить ребенку и сразу на 1,5 часа – в этом случае мультики пойдут исключительно во вред.
Кстати, за два часа до сна не нужно смотреть любые мультики, в противном случае опять же происходит перевозбуждение нервной системы. Ребенок попросту может не заснуть, или его сон окажется не настолько качественным, как если бы ему перед сном почитали книгу.
– А разве книга никакого воздействия не оказывает?
– Книга – это дело другое. Ее воздействие на мозг принципиально отличается: не происходит сильного возбуждения за счет постоянной эксплуатации непроизвольного внимания, как в мультфильмах (где постоянно что-то мелькает и прыгает). При прослушивании сказок ребенок, напротив, учится сосредотачиваться, формируется усидчивость. Кроме того, когда мы читаем, мозг переводит слова в зрительные образы – он работает. Причем эта работа способствует развитию речи. А вот при просмотре мультиков даже с самой чудесной озвучкой развития речи не происходит. Зрительное воздействие столь велико, что оно блокирует большую часть слуховой информации. Возрастные ограничения введены на мультики и фильмы не только по причине содержания, но и из-за экранного воздействия.
– А какие мультфильмы и занятия с ИКТ вы порекомендуете для малышей до 3 лет?
– Детей раннего возраста лучше вообще занимать не мультиками и гаджетами, а дать возможность исследовать окружающий мир. В это время формируется сенсомоторный интеллект, который становится основой для всего его будущего развития. Для малыша чрезвычайно важно в этот период много двигаться и получать информацию от своих органов чувств: смотреть по сторонам, слушать разные звуки, ощупывать, ползать, ходить, бегать и даже иногда падать. Если же ребенку не дают этого делать в достаточном количестве, происходит искусственная задержка развития. Ситуация, когда физиологических предпосылок для задержки развития нет, а ребенок от сверстников отстает, сегодня становится все более распространенной, и даже в семьях благополучных. Потому что даже суперсовременный гаджет для развития интеллекта даст намного меньше, чем типичные детские эксперименты: что-нибудь разливать, размазывать, вытирать и смотреть, что из этого получается. Если же ребенок набегался, нащупался и напробовался, тогда можно рассчитывать, что к 7 годам у него начнет формироваться логическое мышление, усидчивость. Это будет ребенок, подготовленный к школьной жизни, к дальнейшему развитию.
– И в школе не нужно будет стараться удивлять его и тратить уйму времени на привлечение внимания?
– Ребенок недаром идет учиться с 7 лет, с этого возраста у него начинает формироваться учебная мотивация – естественная потребность в знаниях. До 7 же лет ему хотелось только играть – это нормально, поэтому и большую часть занятий с ним проводили в игровой форме. К школе же нас подготовила сама природа. Однако для ребенка, которого до 7 лет все время развлекали и удивляли, а потом вдруг усадили за парту, школа будет стрессом, поэтому для шестилеток и ввели подготовку к школе – непродолжительные, редкие, но регулярные занятия, которые не только знакомят с теорией, но и приучают мальчиков и девочек к школьной жизни, где должно, между прочим, оставаться место для удивления и сюрпризов. И ИКТ здесь иногда очень помогают. Например, ребенку не нравится изучать ту часть окружающего мира, где речь идет о планетах солнечной системы, – ну неинтересно, и все! А после посещения интерактивного планетария, где как будто попадаешь в космос и удивлению нет предела, в школьнике вдруг просыпается интерес к астрономии, и он уже и на уроках ловит каждое слово учителя.
– Способствуют ли сильные впечатления, которые дети получают при работе с ИКТ, лучшему усвоению материала?
– Чтобы ребенка чему-то научить, его необходимо самого вовлекать в деятельность (чтобы он сам читал, считал, рассказывал, показывал), и еще нужно повторять, повторять и повторять пройденное. Гаджеты и другие новейшие средства коммуникационных технологий очень помогают в процессе обучения, но подменить его они не могут.
*Влияние телевидения на детей описано в книге Райнера Пацлафа «Застывший взгляд».
** Если у ребенка есть неврологические или другие расстройства, время влияния ИКТ должно быть еще меньше.