Педагог-психолог центра «Вдохновение» Людмила КУДИНОВА рассказала нам о том, что такое ментальная арифметика и зачем она нужна

Людмила КУДИНОВА проводит одно из занятий по ментальной арифметике. Оно включает в себя не только обучение счету, но и работу с картами и даже игры. Фото предоставлено Л. КУДИНОВОЙ

Нужны фантазеры


Оказывается, самая серьезная проблема большинства детей… отсутствие воображения. Они просто не умеют фантазировать и воображать (мысленно рисовать какой-то образ). А зачем? Мультики включаются с рождения (где уж тут поразмышлять, какой он, колобок, мог бы быть на самом деле), вся мультипликация – цветная (опять фантазия никак не задействована), игры в гаджетах – та же история. И вот ментальная арифметика, кстати, таким детям с неразвитым воображением очень даже помогает. 

Эта программа занятий вообще рассчитана на развитие внимания, мышления и памяти, хотя большинство тех, кто сталкивался с ментальной арифметикой, уверены, что она нацелена на развитие быстрого счета. И это действительно так, только в первую очередь она развивает все-таки познавательные процессы, а возможность научиться быстро считать, скорее, идет дополнительным бонусом.

Обычные соробан


В основе ментальной арифметики лежит работа с японскими счетами соробан. Они представляют собой рамку, разделенную перекладиной. В верхней части расположена одна линия косточек – пятерки, внизу несколько линий косточек – единицы. Каждый столбец косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр: единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д. Чтобы отложить число на счетах, нужно к разделительной полосе придвинуть те косточки, которые будут соответствовать цифре соответствующего разряда. Например, чтобы отложить 215, нужно на правом столбце к разделительной полосе придвинуть сверху одну косточку – «5». На следующем столбце из нижних косточек к разделительной полосе придвинуть косточку – 1 десяток. И, наконец, на третьем столбце справа из нижней части к разделительной полосе придвинуть две косточки – 2 сотни. С помощью такого устройства можно считать в пределах единиц, десятков, сотен, тысяч и миллионов, причем совершая любые арифметические действия, в том числе с отрицательными числами. 

Сначала дети учатся считать на японских счетах соробан, а потом представляют их в уме и считают мысленно. При регулярных занятиях они могут совершать в уме арифметические действия даже с трехзначными числами.
Сначала дети учатся считать на японских счетах соробан, а потом представляют их в уме и считают мысленно. При регулярных занятиях они могут совершать в уме арифметические действия даже с трехзначными числами.

Не младше пяти


В Ростове методика появилась около 2-3 лет назад. Людмила Кудинова, психолог по образованию, одна из первых стала заниматься по ней с детьми, учила и учит девчонок и мальчишек складывать, отнимать, делить и умножать большие числа. 

В идеале занятия должны продолжаться в течение нескольких лет. Начинать их раньше, чем ребенку исполнится пять, Людмила не рекомендует. У малышей еще недостаточно развито внимание. К тому же нужно знать цифры, уметь их писать и соотносить с числами, и для таких маленьких детей это задача, как правило, непосильная. Обещания некоторых центров обучить ментальной арифметике двухлеток, по словам педагога, профанация – в лучшем случае это будет знакомство со счетом и цифрами. 

Обучение же ментальной арифметике должно начинаться с занятий на японских счетах. Сначала дети учатся считать на них вручную. Когда с этим справились, переходят к представлению счетов в уме. В идеале дети просто видят воображаемую картинку. Представляют, как перебирают костяшки, и это-то и позволяет быстро, безошибочно справляться с различными действиями – полученное количество костяшек потом соотносится с числами. Людмила говорит, что те ее ученики, которые начали заниматься ментальной арифметикой еще до школы, во втором классе, когда изучают умножение, уже свободно совершают это действие в уме, причем работая в пределах сотен и тысяч. 

Терпение и труд


Конечно, с каждым конкретным ребенком занятия строятся по-разному. У кого-то воображение не развито совсем, и педагогу приходится сначала с ребенком учиться представлять яблоки, кошек и кружки. У кого-то другие данные. Однако в общем принцип такой: малыши 5 лет занимаются с преподавателем дважды в неделю по 45 минут и ежедневно тратят на домашнее задание 5-7 минут, дети 7 лет посещают одно занятие в неделю по 1,5 часа, на домашнее задание тратят 10-15 минут в день.

Домашнее задание обязательно расписано по дням. И его нужно выполнять ежедневно, чтобы мозг постоянно тренировался и не терял сноровки. 

По словам психолога, успехов в той или иной степени в ментальной арифметике достигают почти все дети, и взрослые, кстати, тоже. Главное, чтобы у ребят и их родителей было желание овладеть методикой. Однако сталкивалась специалист и с неудачами. Правда, случалось это лишь тогда, когда к Людмиле приводили слишком маленьких деток. Родители никак не могли поверить, что их смышленое не по годам чадо, что называется, не потянет программу, и настаивали на том, чтобы с ребенком занимались ментальной арифметикой. Следовавшие затем неудачи расставляли все по местам. Случалось, что таких деток приводили попозже, и вот потом все получалось.