Будут ли в школах изучать второй иностранный язык, и что означает появление предметов «Родной язык» и «Родная литература»? Попробуем разобраться.

Полиглотами будут не все

Второй иностранный язык действительно может появиться в самых обычных школах. Произойдет это в том случае, если школа выберет определенный федеральный вариант примерного учебного плана, если конкретно – третий. Решат в школе, что ей это не подходит, или условий соответствующих нет, например, учителей-предметников не хватает, – второй иностранный ученики здесь изучать не будут. 

А что, если в школе решат по-другому – что детям необходимо изучать еще, например, китайский или арабский? Во-первых, произойти это может только в том случае, если в школе для этого есть все условия. Во-вторых, выбирая второй иностранный для изучения, в учебном заведении должны будут прислушиваться к мнению родителей. По крайней мере, так должно быть в идеале.

Родной язык… определят в школе

Другое дело – предметы «Родной язык» и «Родная литература». В этом учебном году они появились во всех школах области и страны. В начальных классах ввели предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», в старших – «Родной язык» и «Родная литература». 

Выбор родного языка для изучения по идее должны делать родители, но… из списка, предлагаемого школой. Дети из одного класса на этом предмете могут быть разделены на группы, каждая из которых будет изучать свой язык: одна группа – армянский, другая – турецкий, третья – русский и т. д. 

Предметы «Русский язык» и «Родной язык (русский)» – разные. Для каждого из них разрабатывается своя рабочая программа. Сколько часов будет отведено на преподавание «Родного языка» – в школе решают самостоятельно. Но проводить «Родной язык (русский)» за счет «Русского языка» нельзя.

Пока – без учебников

Интересно, что пока учебника по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне нет. Поэтому в большинстве случаев учителя под эти уроки адаптируют учебники по русскому языку и литературе.

Кстати, и сами уроки появились не у всех, если точнее: во всех школах, но не во всех классах. Так происходит потому, что школы сами определяют то количество часов, которое будет потрачено на изучение новых предметов. Важно, чтобы их курс прошел и в начальной школе, и в средней, а когда это случится у вашего ребенка – в 1-м или 3-м классе, 5-м или 9-м – другой вопрос.