Дополнительное образование для детей дошкольного возраста представлено огромным количеством кружков, курсов и секций. Ориентироваться во всем этом многообразии сложно. К тому же появились новые направления, польза которых сомнительна. Мы пообщались с психологом Екатериной ТРОФИМОВОЙ, чтобы выяснить, как же правильно подобрать своему ребенку кружок и не навредить.
Многие родители стремятся сейчас как можно раньше отдать своего ребенка на дополнительные занятия и считают, что чем больше будет нагрузка, тем лучше. На самом деле это не так.
– Если нервно-психическое напряжение ребенка окажется слишком высоким, то положительных результатов от любых занятий ждать бессмысленно. У ребенка наоборот может пойти задержка в развитии. Могут начаться логоневроз, заикания, дислексия и другие расстройства. Особенно это касается мальчиков, – говорит Екатерина ТРОФИМОВА.
Если родители решили заняться дошкольным развитием малыша, то важно найти такое учреждение допобразования, где занятия будут дозированные, короткие и подвижные. После их посещения лучше погулять, повеселиться с ребенком – тогда информация в детской голове усвоится лучше.
Непросто выбрать и сами занятия. Сейчас рынок допобразования переполнен. В одном только Ростове зарегистрировано более 800 секций и кружков. Среди них все большую популярность набирают современные направления: IT-школы, модельные агентства, курсы блогеров, школы предпринимательства и менеджмента, столярные мастерские. Сложно представить, что все это – для детей от 4-6 лет…
Относиться к таким организациям психолог рекомендует с осторожностью: они могут деформировать личность и отнять детство. Родителям, чей ребенок просится туда, необходимо разобраться в его мотивации. Если она основана на личном желании малыша и природных способностях, то занятия, скорей всего, пойдут на пользу. Но если за мотивацией ребенка стоят чрезмерные амбиции родителей и детское желание быстрее повзрослеть или обрести всеобщую славу и популярность, то занятия в таких секциях скорее перегрузят эмоционально и негативно отразятся на характере ребенка.
В одном из модельных агентств Ростова занимаются мальчики и девочки от 4 лет. Уже после самых банальных вопросов об интересах и любимых занятиях понимаешь, что большая часть детей ходит сюда не по своему желанию. Дефиле, фотопозирование и прилагающиеся дисциплины им чужды. Однако, к слову, на все расспросы малыши отвечают, замирая в неестественной позе и украдкой поглядывая в зеркало – занятия в модельном агентстве явно сказались на детском сознании.
– За детьми, которые занимаются в подобных организациях, необходимо внимательно следить. Если родитель видит, что ребенок начал упиваться славой, меняться в поведении и характере, то необходимо аккуратно уходить от таких занятий, – замечает Екатерина ТРОФИМОВА.
В современном обществе развита и еще одна тенденция: дети (или их родители) хотят зарабатывать, и школы по допобразованию предлагают научить ребенка приносить деньги в семью. В IT-школах, например, маленьким детям показывают, как создавать сайты, мобильные приложения, игры, которые потом можно продать.
– В IT больше нет границ относительно понятий «взрослое» или «детское». Чем раньше человек начинает, тем быстрее понимает тренды и получает необходимые навыки. Дети быстрее осваивают материал, уже с 11 лет они могут помогать родителям в бизнесе, – уверены основатели IT-школы.
Юные программисты составляют конкуренцию опытным специалистам. Работодателям куда выгоднее заплатить ребенку (часто вопреки закону), чем взрослому человеку. Детям же такой успех часто отбивает желание учиться в школе или осваивать те дисциплины, которые не имеют отношения к их прибыльному занятию.
К тому же, как замечает психолог, если ребенок думает о заработке в 12 лет, то к 25 годам он перенапряжется и будет мечтать о пенсии. Серьезная нагрузка в детстве отразится на физическом и психологическом состоянии, и полученный доход вряд ли сможет покрыть такие потери.
Материал подготовлен совместно с психологом Екатериной ТРОФИМОВОЙ