Когда ребенка следует показать неврологу и что будет, если этого не сделать вовремя? Рассказывает главный специалист Министерства здравоохранения Ростовской области по детской неврологии, заведующая психоневрологическим отделением областной детской клинической больницы Елена БОЧКОВА.

Говорящие цифры

Неврологические расстройства – это большая группа заболеваний, различных по причинам возникновения, течению и прогнозам. Они бывают врожденными и приобретенными, наследственными и не имеющими генетической обусловленности, неуклонно прогрессирующими и проходящими бесследно, инфекционного и неинфекционного характера. 

Количество детей, страдающих патологией нервной системы, за последние годы несколько возросло. По данным 2019 года из 14155 детей-инвалидов в Ростовской области 3690 – это дети с неврологическими расстройствами, 3736 – с психиатрическими. Большая часть тяжелых неврологических заболеваний, таких как детский церебральный паралич и эпилепсия, возникает вследствие неблагоприятного течения беременности и родов. Большое значение может иметь недоношенность. Чем раньше родился младенец и меньше его масса тела, тем существеннее причины невынашивания. При этом речь идет не только об эффекте незрелости, но и о дефектном внутриутробном развитии. Особого внимания заслуживают новорожденные с низкой массой тела при рождении (750 г и ниже). Патология нервной системы у них сочетается с патологией бронхолегочной системы, повышенной восприимчивостью к респираторным инфекциям, с дефектами зрения и слуха. 

Транзиторные (временные) неврологические расстройства у детей, родившихся с низкой массой тела, наблюдаются у 40-80%. К ним относятся изменение мышечного тонуса, длительное сохранение примитивных рефлексов, повышенная возбудимость или вялость. Стойкие и выраженные неврологические расстройства обычно обнаруживаются со второй половины первого года жизни у 10% новорожденных, родившихся с очень низкой массой тела. В основе данных нарушений помимо гипоксически-ишемических изменений лежат и конкретные морфологические изменения головного мозга. Они должны быть вовремя диагностированы, так как определяют прогноз восстановления двигательных и интеллектуальных функций. 

Вероятность детского церебрального паралича у недоношенных детей возрастает до 18-40 на 1000, в то время как у родившихся вовремя – 2,5 на 1000. 

Перерастет или нет?

Невролог осматривает всех детей в 1 месяц (с обязательным проведением нейросонограммы), в 1 год – перед началом посещения садика и школы. Достаточно часто детям в 1 месяц невролог ставит диагноз: перинатальная энцефалопатия, в основе которой – гипоксически-ишемические нарушения в период течения беременности и родов. В большинстве случаев при отсутствии морфологических изменений головного мозга, при правильно проведенной медикаментозной коррекции эти нарушения бывают временными, и в 96% наблюдений физическое и речевое развитие ребенка соответствует возрасту. В год диагноз может быть снят. 

К возрастзависимым синдромам относят фебрильные судороги и аффективно-респираторные приступы. 

Фебрильные судороги – наиболее частая разновидность судорог у детей, проявляющаяся в возрасте от 6 месяцев до 5 лет (чаще – от 1 года до 3-х ). Их причины часто кроются в наследственности. При приступе важно исключить начало нейроинфекции (менингит, энцефалит), оказать необходимую экстренную помощь и обратиться к неврологу с целью обследования и определения дальнейшей тактики лечения. За период течения одного эпизода респираторной вирусной инфекции у ребенка бывают одни фебрильные судороги. У части детей с фебрильными приступами (11-13%) существует риск развития эпилепсии.

Аффективно-респираторные приступы возникают у здоровых детей первых  4 лет жизни. Более чем в 70% начинаются в возрасте от 6 до 18 мес, имеют обязательную связь с отрицательными эмоциями (испуг или обида), начинаются с громкого продолжительного крика, который вызывает остановку дыхания на выдохе и сопровождается цианозом и кратковременным нарушением сознания (в народе говорят – закатился). При правильно назначенном лечении и адекватном поведении родителей в момент приступа прогноз всегда благоприятный.

Без дефектов речи

 Между тем обращать на себя внимание родителей должны не только болезненные состояния детей, но и то, насколько гармонично развивается ребенок, как происходит становление двигательных навыков, совершенствуется речь и развиваются контакты со сверстниками. Для ребенка речь – это важнейшее средство связи с окружающим миром, возможность взаимодействия, источник информации. 

На втором году жизни развитие речи у здоровых детей происходит стремительно – от 5-8 осознанных слов в возрасте 1 года до элементарной фразы в 2 года. Конечно, есть родители, которые со спокойной душой отметят для себя, что сами-то они заговорили ближе к трем годам (почему их ребенок должен начать говорить раньше?). Однако в любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации. Следует помнить о том, что необходим поиск причин нарушений речевого развития именно у данного ребенка, так как это может быть не только темповая задержка речевого развития, но и являться симптомом различных неврологических заболеваний. 

Не стоит забывать и о расстройствах аутистического спектра, одним из проявлений которых являются нарушения речи. 

Если ребенок не может нормально говорить, это сказывается на общем его развитии, на формировании личности. Своевременная коррекция речевых нарушений, обязательное участие родителей в становлении речи у детей позволят избежать многих проблем в школе.

Школьный дискомфорт – это опасно

Школьная жизнь – это вообще тот период, который может вызвать обострение неврологических заболеваний или заставить их проявиться. Различные трудности в обучении отмечаются у 15–40 % школьников. Среди школьников 1-2-го классов у 30 % обнаруживаются признаки академической неуспеваемости и нарушения социального функционирования. Каждый невролог в своей повседневной практике часто наблюдает детей, обладающих достаточно высоким интеллектуальным развитием, но имеющих целый комплекс симптомов, относящихся к минимальным мозговым нарушениям. Среди них особенно часто оказываются гиперактивность, эмоциональная лабильность, импульсивность, быстрая утомляемость, отвлекаемость. Эти особенности поведения и характера создают трудности самому ребенку, его родителям и школьным педагогам. Неслучайно поток таких детей возникает на приеме у невролога к концу первого месяца обучения, и большую часть из них составляют первоклассники. Проявления школьного дезадаптационного стресса у них особенно выражены. 

Чтобы максимально снизить эти риски, родителям нужно понимать, что в школу ребенок должен идти подготовленным – физически, интеллектуально и социально. В некоторых случаях необходимо посоветоваться с психологом о начале школьного обучения (с 6,5 или 7,5 лет). Особенно это касается детей из группы риска – родившихся преждевременно, имеющих негрубые отклонения в физическом и психоречевом развитии. 

Синдром школьной дезадаптации сильно проявляется в начале обучения (1-й класс), когда ребенок переходит из младшей школы в среднюю (5-й класс) и по окончании средней школы (7-9-е классы). 

Школьная дезадаптация проявляется в появлении плохих оценок у успевающих ранее детей, ребенок вдруг начинает дольше выполнять домашнее задание, утрачивает интерес к учебе, у него появляется страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачетами). Он отказывается отвечать у доски, прогуливает, старается отгородиться от родителей и других взрослых, чаще нарушает дисциплину. В итоге становится неуспешным. 

Если вовремя не уделить внимание школьной дезадаптации, в последующем могут возникнуть заболевания психосоматического спектра, такие как школьные головные боли, мигрени, тики, проявления астеноневротического синдрома, нарушения функции желудочно-кишечного тракта (боли в животе, запоры, поносы), эндокринные нарушения. 

Воспитание против болезней

Как ни странно, но избежать невротических расстройств у детей в значительной степени помогает воспитание, которое должно быть последовательным, направленным на гармоничное развитие ребенка в физическом, интеллектуальном и нравственных аспектах. Не стоит в год усаживать ребенка за развивающие мультики, полагая, что это заменит общение с собственными родителями и удовлетворит познавательный интерес ребенка. 

Необходимо избегать отношения к ребенку как к кумиру семьи. Неправильно предъявлять завышенные требования к собственным детям.

И, конечно, нужно помнить, что основным примером для детей являются сами родители. Родители должны следить за своим здоровьем и развитием, их образ жизни должен стать достойным образцом для подражания.