Как развить речь дошколенка? Вариантов — масса, но самый приятный, конечно, – через игру.

Похвала

Поиграйте  с ребенком в похвалу. Предложите своему чаду выбрать ваше самое уникальное качество и объяснить, почему он считает его таковым. Но сначала похвалите ребенка за что-то сами. Например: «У тебя получается рисовать самые красивые цветы. Они всегда яркие, необычные, большие. Я ни у одного художника такие не видела. Если бы нужно было снять мультфильм или напечатать книгу с картинками, я бы обязательно выбрала для них твои цветы. И жаль, что таких цветов не бывает в жизни — они бы очень хорошо пахли, наверное».

Таким образом вы показали ребенку, как он должен похвалить вас – главное, многословно. Мама готовит вкуснее всех? Пусть перечислит блюда, которые бывают у вас на обычном и праздничном столе, пусть скажет, какие ему больше нравятся, какое застолье ему запомнилось больше всего, что бы ему хотелось, чтобы вы приготовили сейчас.

Мама – самая добрая? Пусть объяснит, почему, а вы можете подсказывать: «Тебе нравятся ласковые слова, которые говорит мама, какие? Ты радуешься, когда я разрешаю брать свою косметику, а что тебе в ней больше всего нравится?»

Старайтесь, чтобы ребенок говорил как можно больше и чтобы это было ему интересно.

Находки из сказок

Сложите в мешочек предметы, связанные со сказками, которые знает ваш ребенок. А дальше пусть он запустит в него руку, вытащит то, что ему попадется, и расскажет, из какой сказки этот предмет и как его использует герой.

Вы можете положить в мешочек фрукты, овощи, расческу, клубок ниток, карандаш, игрушечные машинки, мечи, посуду, ножницы, фигурки животных… Да мало ли что еще можно туда положить! Главное, чтобы ребенок смог что-то рассказать об этих предметах из сказок. И здесь вам опять нужно показать пример. Достаньте что-нибудь из мешочка. Например, расческу. Вспомните сказку про Бабу-ягу, как мачеха послала к ней падчерицу за иголкой и ниткой. Девочка пришла и узнала, что старуха ее съесть хочет. Хорошо, кот подсказал, как нужно убежать и когда расческу (в сказке — гребешок) бросить, чтобы на том мечте вырос густой лес, и Баба Яга перебиралась через него долго... 

Можете пересказать чуть ли не всю сказку, особенно если ребенку это нравится. Но и он пусть не отстает от вас, ведь основная цель игры — развивать речь.

Загадки

Загадывайте друг другу загадки. Но не те, что прочитали или услышали где-то, а придумывайте сами. Можно, например, загадывать предметы в комнате или за окном, а можно — все, что захочешь. Допустим, вы предлагаете ребенку угадать следующее: «У этого предмета четыре ножки. Он бывает кухонный, письменный, журнальный. За ним можно есть, готовить, читать, писать, играть в настольные игры. Что это такое?» Конечно, стол. Когда загадку будет задавать ребенок, провоцируйте его на то, чтобы он больше говорил – не называйте сразу отгадку. Например, он рассказывает про машину: «Она ездит, у нее есть колеса, руль, у нас она – красная». Делайте вид, что не понимаете. Пусть продолжает: «Они ездят по дорогам, стоят во дворе, бывают грузовые и легковые...»

Разумеется, провоцируя ребенка на разговор, не переборщите – если игра не приносит удовольствия, дети перестают в нее играть. Ну и, конечно, не забывайте, что с ребенком нужно всегда много разговаривать, читать книжки. Если этого не делать, одни игры не помогут.