В Ростовской области реализуется проект по выявлению отклонений слуха у учеников первых и одиннадцатых классов. В планах – обследовать не менее полутора тысяч школьников.

Шепота бывает недостаточно

Такая выборка позволит получить реальную статистику. Сейчас диагностика органов слуха не включена в перечень обязательных методов профилактических осмотров школьников. Разумеется, перед школой на медкомиссии дошколенок посетит лора, тот спросит у него что-нибудь шепотом, однако выявить таким образом все отклонения невозможно. Между тем число людей, страдающих нарушением слуха, растет. Сегодня оно составляет 9% населения Земли. По оценке Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году этот показатель увеличится на треть. Причины разные: увеличивается шумовая нагрузка, количество патологических родов. Если при рождении без отклонений на 1000 новорожденных приходится 1 случай с врожденной глухотой, то на 1000 патологических родов – 20– 40. Снижается слух и в течение жизни: в 15% случаев такое явление фиксируется у детей 6-18 лет. 

Однако какой бы ни была тенденция, специалисты отмечают: любое отклонение тем легче поддается корректировке, чем раньше оно выявлено. Поэтому в сети специализированных медицинских центров «МастерСлух» и решили организовать проект по ранней диагностике проблем слуха у школьников. Эту инициативу поддержали в ростовском региональном отделении ОНФ и даже включили её в программу клуба #МЫВместе. Сейчас обследование уже прошли ученики трех ростовских школ. На данный момент программа приостановлена в связи с ограничительными эпидемиологическими мерами. В будущем медики рассчитывают на поддержку со стороны министерства образования региона, ведь проблемы со слухом – одна из причин отставания детей в школе.

Обращайтесь вовремя

Разумеется, обратить внимание на то, как слышит ребенок, нужно задолго до начала его учебы. Сегодня скрининг слуха делается на 2–4-й день после рождения в роддоме. Это полностью автоматическая и абсолютно безболезненная процедура, которая делается детям во время сна. Специальный зонд с наконечником вводят в слуховой проход малыша, медсестра нажимает кнопку и получает результат: тест пройден, либо – не пройден. Минус такого исследования в том, что возможны погрешности. Поэтому тест врачи рекомендуют повторить (особенно, если был результат отрицательный) в месяц и в три месяца. Дальше следить за состоянием слуха ребенка нужно по необходимости. Но тут есть проблема: родители не всегда понимают, что такая необходимость есть.

Проект же предполагает проводить диагностику слуха у всех школьников. Расходы компания берет на себя. Результаты исследований анонимные. Родители могут о них узнать, обратившись в клинику. Там же дадут и рекомендации по лечению.

– Мы хотим донести до учителей и родителей, насколько важно для ребенка хорошо слышать, – рассказывает Елена АНОХИНА, врач сурдолог-отоларинголог медицинского центра «МастерСлух». – Плохой слух – это причина проблем с речью, с развитием, социализацией, учебой, успешностью. Поэтому если заподозрили что-то неладное – обращайтесь к специалистам. И не откладывайте. Например, снижение слуха иногда отмечается после респираторных заболеваний. Есть случаи, когда к врачу нужно обратиться в течение месяца после случившегося, иначе слух не восстановится.

В каких случаях ребенка нужно показать специалисту?

✔Если после месяца малыш не реагирует на негромкую речь и не вздрагивает при резком шуме.

✔Если ребенок не начал вовремя гулить и говорить.

✔Если ребенок не откликается, когда подходишь сзади.

✔Если малыш не проходил скрининговое обследование в роддоме или оно показало отрицательный результат.

✔Если школьнику тяжело концентрироваться.

✔Если родители считают, что ребенок слышит только то, что хочет.

✔Если учителя отмечают, что ребенок плохо слышит на уроках.

✔Разумеется, важно заботиться о том, чтобы не испортить слух. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, укреплять организм и избегать излишнего шума.