По закону сегодня идти в школу можно с 6,5 лет. Однако на деле освоить в этом возрасте школьную программу могут не все. Как определить, готов ли ваш ребенок садиться за парту? Рассказывает учитель начальных классов луначарской средней школы № 8 Егорлыкского района Светлана МУГУЛЕЦ.

Первый класс – дело ответственное. Это первое знакомство ребенка с тем режимом и образом жизни, которые будут у него в течение последующих 9-11 лет жизни (и плохо, если школа вызовет неприятие). Это – ответственность и залог будущей карьеры. Поэтому, отдавая ребенка в школу, родители должны быть уверены в его должном развитии. Как правило, большинство детей вполне готовы садиться за парты к 7-7,5 годам. Однако помимо возраста, существует немало факторов, определяющих готовность ребенка к школе. 

Физиология

• Вес – не меньше 23 кг. Очень мелкому и хрупкому школьнику будет тяжело справляться с нагрузками.

• Как минимум четыре постоянных зуба. Если их меньше, значит, организм еще не достиг той развитости, которая необходима для постоянного сидения за партой.

• Левой рукой ребенок должен дотянуться через голову до правого уха. Если этого не происходит, значит, пропорции тела и развитость мозга пока таковы, что не соответствуют физиологическим нормам, которые предполагают учебу в школе. 

• Ребенок прямо и твердо ходит, бегает, прыгает, точно ловит и кидает мяч, застегивает пуговицы, правильно произносит все звуки.

Интеллект

• Будущий школьник должен уметь концентрировать внимание, строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями. Фактически он должен уметь слушать и слышать, пересказывать и рассуждать в соответствии с возрастом. 

• Должна быть развита память (может запомнить стихи). 

• Особого внимания заслуживает мелкая моторика. Она демонстрирует готовность к письму и чтению. Задействованы должны быть две руки, а значит – два полушария. Может ваш ребенок отделить зубок чеснока от головки или пользоваться вилкой и ножом – значит, все в порядке.

Эмоции

• Дошкольник ими уже управляет и умеет сосредотачиваться.

• Социальная готовность.

• У ребенка есть потребность в коллективе. Он понимает роль ученика и учителя, может подчиняться общим правилам.

Знания


• Ребенок должен знать о всенародных праздниках: 8 Марта, 23 Февраля,  9 Мая.

• Иметь представление об изменениях в природе.

• Определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

• Называть части суток, дни недели, названия месяцев.

• Иметь представление о домашних и диких животных, о перелетных и зимующих птицах, о ягодах и грибах, об овощах и фруктах, о деревьях, кустарниках и цветах.

• Знать названия основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.

• Раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

• Знать буквы, цифры, числа, часто используемые в быту материалы и основные геометрические фигуры.

Умения и навыки

• Ребенок может ориентироваться на листе бумаги.

• Он составляет из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

• Проводит прямые, «не дрожащие» линии.

• Видит строку и пишет на ней.

• Видит клеточки и точно пишет в них.

• Пересказывает рассказы близко к тексту.

• Выполняет самостоятельно задания по предложенному образцу.