Каждый ребенок рождается одаренным. Но не всякий попадает в среду, где проявятся его уникальные способности. О том, что может стать на пути развития таланта ребенка и как этого избежать, мы поговорили с Валерией СТОЛЬНИКОВОЙ, заместителем директора регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха», педагогом-психологом высшей квалификационной категории.

Чтение, а не «фастфуд» 

Если одаренность проявилась, мы видим способного в определенном направлении, с высокой познавательной активностью и нестандартным мышлением ребенка. 

Его способности могут проявляться не столько в профильном направлении, сколько в возможности видеть междисциплинарные связи, быстрее других находить информацию, осваивать ее и делать это с удовольствием. Зачастую одаренных детей трудно оторвать от дела, к которому они расположены: от игры на музыкальном инструменте или в шахматы, решения задач или чтения художественной литературы.

В СССР таких историй было немало, сейчас – по пальцам пересчитать. Почему? Потому что на тот момент у книг, например, попросту не было конкурентов.

Сегодня появились гаджеты, своего рода информационный фастфуд. Они передают информацию, легкую для усвоения, и наш мозг, ленивый по природе, не приучается к более тяжелой работе: чтению книг, просмотру документальных фильмов. Поэтому давать гаджеты детям в раннем возрасте категорически нельзя. Хотя это и удобно: ребенок, устроившийся у экрана, не отвлекает нас вопросами, не балуется, не может покалечиться... Но облегчая себе жизнь сейчас, мы ставим большое препятствие на пути развития ребенка в будущем.

В ногу с прогрессом, но не с деградацией

Сегодня много говорят про soft skills – навыки, которые помогают решать жизненные задачи. Они не зависят от специфики конкретной работы, но помогают строить карьеру.  И soft skills совсем не сбрасывает науку со счетов. Любую дисциплину невозможно освоить без умения читать большие тексты, выделять в них главное, структурировать информацию, делиться ей со сверстниками, пересказывать. И задача родителей – способствовать формированию этих навыков. Сейчас soft skills сами собой в бытовой обстановке формируются менее активно, чем раньше, и причиной происходящего является прогресс.

Он всегда способствовал потере определенных навыков (необязательно интеллектуальных). Например, раньше, когда почти каждая семья была многодетной, старшие дети легко усваивали, как происходит воспитание младших, какие ценности им прививаются в первую очередь. Потом младшие дети наблюдали, как создавали семьи их старшие братья и сестры, как соблюдались традиции. Этот процесс стал нарушаться еще до Великой Отечественной войны… 

Но тогда активнее происходило развитие через бытовые условия. Сейчас мы покупаем детям развивающие игрушки, которые произносят русский алфавит с китайским акцентом, и на развитие они на самом деле влияют хуже некуда. Идеальные развивающие игрушки – это предметы быта. Когда ребенок играет с кастрюлей и крышкой, он на всю жизнь усваивает, что как бы ни была велика кастрюля, крышка от нее все равно никогда не сможет поместиться внутрь. В игре с бытовыми предметами развиваются мелкая моторика, глазомер, чувство ритма... 

Эти навыки идут в неразрывной связи с дальнейшим развитием ребенка. Например, сегодня довольно часто встречается дисграфия – нарушение письма. Представьте себе, она закладывается еще в трехмесячном возрасте! 

Когда малыш, лежа на животе, отталкивается ручками и поднимается вверх, у него начинает формироваться вертикальная ось. Относительно этой оси он измеряет мир, определяет лево-право. Если в определенном возрасте ребенок не проявил должную физическую активность, то вертикальная ось не сложилась должным образом, и с возрастом, возможно, будут иметься проблемы с почерком, ориентацией на местности. 

В каких-то семьях что-то утрачивается быстрее, в каких-то – медленнее, но этот процесс идет. Это не значит, что нужно останавливать прогресс. Но необходимо осознать, где в развитии наметились плюсы и минусы, и последние взять под особый контроль, в определенном направлении развивать ребенка целенаправленно.

Путь в науку может лежать через кухню

И все-таки, как родителям разглядеть талант ребенка? Поместить в среду, где он сможет почувствовать свои уникальные задатки и проявить их. Только оказавшись в армии, Суворов смог продемонстрировать себя блестящим полководцем. Возможно, он проявил бы себя и в других сферах, но не так ярко.

Вот и ребенку нужно дать попробовать себя в разных сферах (искусстве, спорте, науке). Для этого с раннего возраста детей нужно водить на кружки, заниматься самостоятельно с ними дома (петь, читать, рисовать, вместе готовить...). Важно отвечать на детские вопросы (не знаете ответа, найдите его в Интернете) – вот откуда может зародиться интерес к научному исследованию. А какой восторг вызывает гашение соды уксусом (а ведь это – пример химической реакции)! В любом случае ребенку необходимо организовать пространство вокруг таким образом, чтобы он мог больше узнать и проявить себя. 

Что-то получается неплохо? Возможно, в этом направлении и стоит развиваться. 

Только здесь родителям важно обратить внимание на два момента: не навязывать детям собственных желаний и планомерно приучать их к труду. В последнем важно слушать учителя, выполнять все задания, пусть на первый взгляд они и кажутся неважными. Даже очень способный ребенок без планомерных систематических занятий со временем не сможет демонстрировать высоких результатов, потому что попросту не достигнет должной техники, а значит, не сможет играть более серьезные произведения или решать задачи посложнее. Без должных усилий никакая одаренность не сможет быть реализована.

Ну а чтобы ребенок трудился с максимальным удовлетворением, взрослым следует прислушиваться к его желаниям, а не стараться за счет сына или дочери исполнить свои несбывшиеся надежды. 

Любить своего ребенка, принимать таким, какой он есть, приучить к труду и создать максимум условий для его развития – вот залог того, что дети раскроют свои способности, реализуют себя и, очень вероятно, будут счастливы.