Дата публикации:
8 авг 2021 г.
Куда отдать ребенка – на танцы или рисование? В каком возрасте это лучше сделать? Тему детской одаренности продолжаем обсуждать с Валерией СТОЛЬНИКОВОЙ, заместителем директора регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха», педагогом-психологом высшей квалификационной категории.
1298
В прошлый раз в материале «Как вырастить одаренного ребенка?» Валерия Сергеевна обратила внимание: каждый человек рождается одаренным. Но чтобы эта одаренность проявилась, ребенка нужно развивать с самого рождения (и физически, и интеллектуально, и эмоционально), он должен участвовать со взрослыми в решении бытовых проблем, не брать до определенного времени в руки гаджеты. Однако этого недостаточно.
Выявить способность к игре на скрипке сложно, находясь дома на кухне. Поэтому попробуйте поводить ребенка на разные занятия, кружки. Что-то будет получаться лучше, куда-то будет идти с большим удовольствием – в этом направлении ребенок, скорее всего, и одарен, в нем и должен развиваться.
Спорт, музыка, танцы, конструирование, рукоделье, шахматы, рисование, вокал – пусть попробует себя во всем. Но не стоит забывать о нескольких моментах.
Даже в рамках одного направления занятия могут сильно разниться. Если ребенку не подошел футбол, это вовсе не значит, что его оставит равнодушным спортивная гимнастика. В то же время любители оригами могут не признавать шитье. Да и вообще, крепкое спортивное телосложение или усидчивость вовсе не значат, что ребенок обязательно будет спортсменом или станет заниматься какой-то скрупулезной работой.
Важно не забывать и про сенситивные периоды – возраст, когда человеку лучше развивать те или иные навыки. Поэтому, например, пробовать заниматься футболом можно еще до школы, а вот борьбой – позже. В то же время, если ребенок прямо-таки ориентирован на борьбу, можно отвести его на занятия и в три года, пусть развивает координацию, учится слушать тренера (только при условии, что тренер действительно попался толковый и понимает, как работать с малышами).
А вот рисованием можно заниматься сразу, как только маленький человечек начал сидеть. Для этого всего-то и нужны белый лист бумаги и пальчиковая краска одного цвета, ну и, конечно, коленки взрослого, на которых будет сидеть кроха.
Кроха станет размазывать краску по белому листу пальчиком. Следить за следом, линией, которые получаются. Это будет вызывать у него удовольствие и интерес. Важно только, чтобы взрослые не стремились координировать движения малыша (вдруг у него не получится цветочек!). Предметный рисунок появится еще не скоро, в этом возрасте важны процесс и эмоции.
Если ребенку нравится, рисовать с ним нужно регулярно. Когда освоит работу с одним цветом – введите второй цвет, потом – третий. Если склонность к рисованию есть, такие занятия на коленках положат начало развитию способностей.
Кстати, в Интернете есть рецепты пальчиковых красок для малышей, которые можно сделать из подручных средств (например, из муки, соли, пищевых красителей). Они дешевле, безопаснее (их можно попробовать и на вкус). Вообще, множество занятий, если у родителей нет возможности платить за них и возить туда ребенка, можно организовать прямо на дому. Опять-таки Интернет в помощь. И даже если у вас нет слуха, а ребенок явно музыкальный, в маленьком возрасте ему будет важно, что именно вы, близкий и любимый человек, поете ему песенки. И это тоже путь к развитию музыкальных способностей.
Ребенок должен проявить именно свои способности, реализовать собственные желания, а не заниматься тем делом, которое прочат для него взрослые. Возможно, результаты занятий на скрипке по наставлению родителей будут и неплохими. Но если в двадцать лет молодой человек или девушка вдруг осознают, что это совсем не их путь, а больше они ничего не умеют, это может стать трагедией.
Не стоит необдуманно ставить перед детьми высокие планки. Много ли учеников спортивных школ попадут на Олимпиаду? Единицы. Но если ребенка нацеливать именно на олимпийское золото, которое он, скорее всего, никогда не получит, это тоже может закончиться жестоким разочарованием по жизни.
Важно разговаривать с детьми. В первую очередь взрослым нужно самим понимать, что спортивная школа дает возможность работать тренером, спорт закаляет характер, укрепляет здоровье – это не только победы на Олимпиадах.
А еще важно не забывать, что любые способности ребенок может развивать, только занимаясь систематически. Конечно, на начальных этапах ученик с хорошим слухом, может быть, и будет играть легкие произведения на слух лучше, чем дети, которые прикладывают много усилий, занимаясь музыкой и не имея при этом больших способностей. Но со временем юному дарованию понадобится техника, добиться которой можно только при систематических занятиях. Поэтому ребенку и родителям очень важно слушать учителя. Даже если прямо сейчас его задания кажутся бессмысленными, со временем они принесут пользу, и дар ребенка проявится в полной красе.
Выявить способность к игре на скрипке сложно, находясь дома на кухне. Поэтому попробуйте поводить ребенка на разные занятия, кружки. Что-то будет получаться лучше, куда-то будет идти с большим удовольствием – в этом направлении ребенок, скорее всего, и одарен, в нем и должен развиваться.
Спорт, музыка, танцы, конструирование, рукоделье, шахматы, рисование, вокал – пусть попробует себя во всем. Но не стоит забывать о нескольких моментах.
Даже в рамках одного направления занятия могут сильно разниться. Если ребенку не подошел футбол, это вовсе не значит, что его оставит равнодушным спортивная гимнастика. В то же время любители оригами могут не признавать шитье. Да и вообще, крепкое спортивное телосложение или усидчивость вовсе не значат, что ребенок обязательно будет спортсменом или станет заниматься какой-то скрупулезной работой.
Важно не забывать и про сенситивные периоды – возраст, когда человеку лучше развивать те или иные навыки. Поэтому, например, пробовать заниматься футболом можно еще до школы, а вот борьбой – позже. В то же время, если ребенок прямо-таки ориентирован на борьбу, можно отвести его на занятия и в три года, пусть развивает координацию, учится слушать тренера (только при условии, что тренер действительно попался толковый и понимает, как работать с малышами).
А вот рисованием можно заниматься сразу, как только маленький человечек начал сидеть. Для этого всего-то и нужны белый лист бумаги и пальчиковая краска одного цвета, ну и, конечно, коленки взрослого, на которых будет сидеть кроха.
Кроха станет размазывать краску по белому листу пальчиком. Следить за следом, линией, которые получаются. Это будет вызывать у него удовольствие и интерес. Важно только, чтобы взрослые не стремились координировать движения малыша (вдруг у него не получится цветочек!). Предметный рисунок появится еще не скоро, в этом возрасте важны процесс и эмоции.
Если ребенку нравится, рисовать с ним нужно регулярно. Когда освоит работу с одним цветом – введите второй цвет, потом – третий. Если склонность к рисованию есть, такие занятия на коленках положат начало развитию способностей.
Кстати, в Интернете есть рецепты пальчиковых красок для малышей, которые можно сделать из подручных средств (например, из муки, соли, пищевых красителей). Они дешевле, безопаснее (их можно попробовать и на вкус). Вообще, множество занятий, если у родителей нет возможности платить за них и возить туда ребенка, можно организовать прямо на дому. Опять-таки Интернет в помощь. И даже если у вас нет слуха, а ребенок явно музыкальный, в маленьком возрасте ему будет важно, что именно вы, близкий и любимый человек, поете ему песенки. И это тоже путь к развитию музыкальных способностей.
Ребенок должен проявить именно свои способности, реализовать собственные желания, а не заниматься тем делом, которое прочат для него взрослые. Возможно, результаты занятий на скрипке по наставлению родителей будут и неплохими. Но если в двадцать лет молодой человек или девушка вдруг осознают, что это совсем не их путь, а больше они ничего не умеют, это может стать трагедией.
Не стоит необдуманно ставить перед детьми высокие планки. Много ли учеников спортивных школ попадут на Олимпиаду? Единицы. Но если ребенка нацеливать именно на олимпийское золото, которое он, скорее всего, никогда не получит, это тоже может закончиться жестоким разочарованием по жизни.
Важно разговаривать с детьми. В первую очередь взрослым нужно самим понимать, что спортивная школа дает возможность работать тренером, спорт закаляет характер, укрепляет здоровье – это не только победы на Олимпиадах.
А еще важно не забывать, что любые способности ребенок может развивать, только занимаясь систематически. Конечно, на начальных этапах ученик с хорошим слухом, может быть, и будет играть легкие произведения на слух лучше, чем дети, которые прикладывают много усилий, занимаясь музыкой и не имея при этом больших способностей. Но со временем юному дарованию понадобится техника, добиться которой можно только при систематических занятиях. Поэтому ребенку и родителям очень важно слушать учителя. Даже если прямо сейчас его задания кажутся бессмысленными, со временем они принесут пользу, и дар ребенка проявится в полной красе.