С 2022 учебного года в российских школах начнут работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Предстоящие изменения вызвали ряд вопросов у наших читателей. Ответить на них мы попросили министерство образования Ростовской области.


В чем главное отличие новых стандартов от тех, что действуют сейчас?

– Стандарты скорее обновленные, чем новые, потому что основные положения действующего стандарта сохранены. Но изменения в них имеются.

Обновлены и конкретизированы требования к результатам обучения. Усилен практико-ориентированный подход. Снижено максимальное количество работы часов в классе. Если по ныне действующим ФГОС за 4 года обучения в начальной школе должны отработать 3345 часов, то теперь максимальная граница снижена до 3190. В 5–9-х классах – с 6020 до 5549 часов за пять лет обучения.

Особое внимание уделяется гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию.

Изучение второго иностранного и родного языка можно будет организовать только в том случае, если в школе для этого есть условия и имеется согласие родителей.

Предмет по направлению «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выберут родители. Для этого будет необходимо написать заявление.


Новые ФГОС предполагают обязательные задания для учеников начальной школы, при подготовке которых используется Интернет. Есть ли ограничения, которые лимитируют время при подготовке домашнего задания с использованием Интернета младшими школьниками?


– Об этом позаботились гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21).

Продолжительность использования персонального компьютера для обучающихся 1–2-х классов составляет на уроке не более 20 мин (за весь день в школе – не более 40), дома – не больше 80 мин. Ученикам 3–4-х классов разрешено заниматься на 5–10 мин дольше.


Отдельный пункт ФГОС говорит об осознании ценности труда школьниками. Предполагает ли он введение в школах дежурства учащихся по поддержанию чистоты в классах? Как может быть реализовано трудовое воспитание?

В задачи школы входит разработка основной образовательной программы, которая учитывает все требования ФГОС и особенности школы, включая воспитательную деятельность. В воспитании школа самостоятельно выбирает приемы для достижений требований ФГОС. То есть дежурить школьникам или нет, решает сама школа с детьми и родителями.

Значительная часть задач по трудовому воспитанию можно будет реализовать на технологии. Этот урок предполагает формирование общих представлений о профессиях, развитие практических навыков при выполнении конструкторских задач, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, умение безопасно пользоваться инструментами...


В одном из пунктов ФГОС говорится о развитии у детей способности руководить. За счет чего это будет достигаться?

– Результат будет достигнут за счет совместной деятельности.

Учить детей распределять роли в совместной учебной деятельности, договариваться, обсуждать результат совместной работы, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат – это и есть путь развития руководительских способностей у детей. Но его результативность может быть достигнута только при смене ролей.


Новые ФГОС предполагают довольно высокие требования к ученикам. Судя по мнению родителей, значительная часть школьников им не может соответствовать. Между тем Конституция нашей страны гарантирует каждому россиянину право на образование. Как будет соблюдаться это право в отношении школьников, которые не соответствуют требованиям ФГОС?


– Не школьники должны соответствовать ФГОС, а их практические знания, которые необходимы им будут в жизни. Жизнь диктует требования к школьному образованию.

Есть мнение, что требования ФГОС по ряду позиций занижены, что в советской школе загружали детей больше – и был результат.

ФГОС необходимы, чтобы школа могла обеспечить достойное образование всем детям, сохранить единство образовательного пространства страны, единство учебной и воспитательной деятельности.

Уже в этом учебном году в 97 школах области начали апробацию примерных рабочих программ, разработанных Минпросвещения России в соответствии с обновленными ФГОС.