С 2022 учебного года в российских школах начнут работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Предстоящие изменения вызвали ряд вопросов у наших читателей. Ответить на них мы попросили министерство образования Ростовской области.
– В чем главное отличие новых стандартов от тех, что действуют сейчас?
– Стандарты скорее обновленные, чем новые, потому что основные положения действующего стандарта сохранены. Но изменения в них имеются.
Обновлены и конкретизированы требования к результатам обучения. Усилен практико-ориентированный подход. Снижено максимальное количество работы часов в классе. Если по ныне действующим ФГОС за 4 года обучения в начальной школе должны отработать 3345 часов, то теперь максимальная граница снижена до 3190. В 5–9-х классах – с 6020 до 5549 часов за пять лет обучения.
Особое внимание уделяется гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию.
Изучение второго иностранного и родного языка можно будет организовать только в том случае, если в школе для этого есть условия и имеется согласие родителей.
Предмет по направлению «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выберут родители. Для этого будет необходимо написать заявление.
– Новые ФГОС предполагают обязательные задания для учеников начальной школы, при подготовке которых используется Интернет. Есть ли ограничения, которые лимитируют время при подготовке домашнего задания с использованием Интернета младшими школьниками?
– Об этом позаботились гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21).
Продолжительность использования персонального компьютера для обучающихся 1–2-х классов составляет на уроке не более 20 мин (за весь день в школе – не более 40), дома – не больше 80 мин. Ученикам 3–4-х классов разрешено заниматься на 5–10 мин дольше.
– Отдельный пункт ФГОС говорит об осознании ценности труда школьниками. Предполагает ли он введение в школах дежурства учащихся по поддержанию чистоты в классах? Как может быть реализовано трудовое воспитание?
В задачи школы входит разработка основной образовательной программы, которая учитывает все требования ФГОС и особенности школы, включая воспитательную деятельность. В воспитании школа самостоятельно выбирает приемы для достижений требований ФГОС. То есть дежурить школьникам или нет, решает сама школа с детьми и родителями.
Значительная часть задач по трудовому воспитанию можно будет реализовать на технологии. Этот урок предполагает формирование общих представлений о профессиях, развитие практических навыков при выполнении конструкторских задач, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, умение безопасно пользоваться инструментами...
– В одном из пунктов ФГОС говорится о развитии у детей способности руководить. За счет чего это будет достигаться?
– Результат будет достигнут за счет совместной деятельности.
Учить детей распределять роли в совместной учебной деятельности, договариваться, обсуждать результат совместной работы, ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат – это и есть путь развития руководительских способностей у детей. Но его результативность может быть достигнута только при смене ролей.
– Новые ФГОС предполагают довольно высокие требования к ученикам. Судя по мнению родителей, значительная часть школьников им не может соответствовать. Между тем Конституция нашей страны гарантирует каждому россиянину право на образование. Как будет соблюдаться это право в отношении школьников, которые не соответствуют требованиям ФГОС?
– Не школьники должны соответствовать ФГОС, а их практические знания, которые необходимы им будут в жизни. Жизнь диктует требования к школьному образованию.
Есть мнение, что требования ФГОС по ряду позиций занижены, что в советской школе загружали детей больше – и был результат.
ФГОС необходимы, чтобы школа могла обеспечить достойное образование всем детям, сохранить единство образовательного пространства страны, единство учебной и воспитательной деятельности.
Уже в этом учебном году в 97 школах области начали апробацию примерных рабочих программ, разработанных Минпросвещения России в соответствии с обновленными ФГОС.