В детском саду «Василек» Аксайского района логопед Ольга БЕЛЯЕВА использует метод биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ.
Фото/Видео: Екатерина Жукова
Биоэнергопластика – это специальный метод в логопедии. Своеобразная помощь руками при произнесении звуков, когда кисть как бы повторяет действия артикуляцонного аппарата. Биоэнергопластика в совокупности с артикуляционной гимнастикой помогают длительно удерживать интерес ребёнка, ускоряют исправление дефектных звуков у малышей с ОВЗ… Кроме того, такие занятия позволяют впоследствии выполнять ребенку артикуляционную гимнастику не перед зеркалом, а опираясь только на свои кинестетические ощущения, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Когда Ольга Беляева еще работала воспитателем, то обратила внимание, как много малышей имеют проблемы с речью. И решила стать логопедом. Получила соответствующее образование, и вот уже который год помогает детям начать говорить, разговаривать красиво.
Биоэнергопластику впервые использовала, когда вела занятия с обычными детьми. Малышам бывает непросто представить, в каком положении у них должны быть язык или губы, когда они выговаривают «р» или «ш». Поэтому на занятиях с Ольгой Беляевой они показывают положение языка или губ еще и руками, подкрепляя через кинестетические ощущения.
Например, разницу между похожими звуками «с» и «ш» дети начинают понимать именно благодаря рукам. Какими у нас становятся губы при произнесении звука «с»? Губы улыбаются – вот кисть руки тоже прогибается в улыбке. Когда произносим звук «ш», губы выдвинуты вперед и округлены. Вот и соединяем пальцы в круг. После такой гимнастики звуки произносятся и закрепляются в речи легче, а детвора быстрее начинает говорить правильно.
Поэтому Ольга Беляева попробовала использовать этот метод и в работе с детьми с особенностями здоровья. С координацией движений у них всегда возникают сложности, с определением положения языка во рту тем более.
Сначала логопед воспользовалась объемной мягкой игрушкой-варежкой – бегемотиком. Рука педагога просовывается в рот бегемота и может шевелить его языком. Так дети зрительно прорабатывают положения языка «вверх-вниз», «вправо-влево»…
Научились? Тогда можно надеть на руку ребенка уже перчатку – обычную, как та, что на улицу надеваем или для работы в саду. В перчатке прорабатываются более сложные положения губ и языка: «улыбка», «чашечка», «слоник»…
В садике на эту перчатку нашили ротик с глазками. А если взять две перчатки-рожицы и надеть их, будут уже два персонажа игры. Их можно использовать в играх на развитие межполушарного взаимодействия. Например, рука в синей перчатке бросает мяч, в красной – ловит. Потом – наоборот. Детям с ОВЗ повторить подобное упражнение сложно, а вот сыграть в игру с перчатками они всегда готовы.
И такие игры им очень нужны. У детей с ОВЗ очень зажаты руки, отмечается недоразвитие общей и мелкой моторики – подобные занятия делают их движения пластичнее, более скоординированными, а это благотворно влияет и на работу мозга.
В работе логопед использует су-джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Это и массаж пальцев, и развитие мелкой моторики, и общее укрепление организма детей. Колечко поочередно надевают на каждый палец ребенка, начиная с большого. На начальных этапах последовательность действий каждый раз повторяется, логопед при этом повторяет, что движется слева направо, от большого пальца к мизинцу – так дети запоминают «право-лево» и названия пальчиков, учатся ориентироваться в своем теле и пространстве, закрепляют звуки в словах, разучивают стихотворения. Затем, по мере закрепления полученных навыков, задания меняются в зависимости от цели занятия.
Детям нравятся игры с су-джок. Некоторые малыши с ОВЗ поначалу с трудом переносят подобные тактильные ощущения, но со временем тоже с удовольствием принимают участие в таких играх.
Работа логопеда заключается не только в постановке звуков, но и в развитии всех компонентов речи: словарного запаса, формировании связной, грамматически правильной речи. Сегодня с этим возникают проблемы не только у детей с ОВЗ. Что делать родителям, чтобы попытаться избежать проблем с речью у ребенка?
– Больше самим разговаривать с детьми с самого рождения. Четко, эмоционально. Больше читать своим малышам. Обсуждать картинки. И опять-таки, эмоционально. Петь песенки, потешки. Они ритмичные, хорошо запоминаются, – рассказывает Ольга Беляева. – Всегда привожу пример с яслями. Если рассказывать стишок «Идет бычок, качается» несколько раз, то в итоге даже самые большие молчуны в конце все равно скажут «ох!».
Как можно реже нужно давать детям гаджеты. А мультфильмы выбирать те, сюжет которых можно обсудить, за которыми можно повторять, подпевать. Причем последнее нужно делать именно взрослым. Вот тогда это повторят и дети, слова и образы закрепятся у них в мозгу, и такой просмотр принесет пользу.
А еще Ольга Беляева рекомендует регулярно играть с малышами в пальчиковые игры. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – говорил великий педагог Василий Сухомлинский, и использование метода биоэнергопластики в работе с дошкольниками это только подтверждает.