Малыши не хотят слушать сказки, не рассматривают книжки с картинками. Стоит ли бить тревогу по этому поводу? Отвечает психолог Ирина БЕЛЯЕВА
Так действительно бывает: один кроха еще не умеет сидеть, а любые сказки и рассказы слушает с удовольствием, книжки может до бесконечности рассматривать. Другой малыш и в три года готов заниматься чем угодно, но только не сказки слушать. И оба случая могут быть нормой. Хотя и не всегда.
Усидчивость в достаточной степени развивается только к семи годам, когда определенного развития достигает мозг (поэтому в этом возрасте ребенок и идет в школу). До семи лет некоторые дошколята попросту не в состоянии высидеть долго, даже если слушают интересную книгу. Однако небольшие сказки и рассказы таких детей вполне себе могут увлечь.
Кроме того, мы все по-разному воспринимаем вербальную информацию (текст, речь). Кто-то это делает с легкостью, кто-то – нет (то есть, рассматривать картинки, наблюдать за явлениями природы, людьми, животными, предметами таким людям гораздо интереснее).
Кому-то легче воспринимать информацию зрительно, кому-то – через слух, кому-то в этом помогают ощущения… И все эти факторы влияют на то, как малыш будет взаимодействовать с окружающим миром.
Впрочем, к чему бы ребенок ни был расположен, главное, с самого рождения эмоционально разговаривать с ним – так кроха в принципе привыкает слушать. Пойте колыбельные, читайте потешки, играйте в пальчиковые игры – это формирует речь, ребенок привыкает слушать. Но не прибегайте к электронным записям, это должна быть ваша речь, песня, живая, эмоциональная. Позже вы станете читать малышу книги, и он будет рад слышать именно ваш голос, к которому так привык.
Что касается книги, то изначально она должна заинтересовать малыша как предмет. Для самых маленьких выбирайте книги яркие, красочные, желательно с одним изображенным объектом на странице – чтобы не рассеивать внимание ребенка.
Кто-то из детей с удовольствие слушает, как читают книгу, кому-то нужно, чтобы взрослые рассказывали о картинках, кто-то вообще воспринимает книжку как игрушку (стучит ею, открывает-закрывает) – все это нормально. Главное, чтобы взрослые и сами занимались чтением и читали именно печатные издания. Если дети это будут видеть, рано или поздно им станет интересно использовать книгу по назначению хотя бы на время.
Ни на что не отвлекайтесь во время чтения книг ребенку, выключите телевизор, музыку – чтобы не было никаких дополнительных раздражителей, отвлекающих моментов.
Не усаживайте слушать и рассматривать книгу насильно, тем более отрывая от интересного занятия. Если будете действовать осторожно и постепенно, рано или поздно у ребенка проснется интерес к тому, чтобы слушать, как вы читаете.
Правда, стоит учесть важный момент: если в доступе у малыша до трех лет – мультфильмы и игры на телефоне, привязки к книге может так и не произойти – будет хватать развлечений, которые не требуют никаких усилий и вызывают больше эмоций. Это довольно опасно. Ребенок, все развлечения которого выведены на экран электронного устройства, не только не станет слушать сказки и читать книжки, он будет иметь проблемы в общении и учебе.