Десятилетней девочкой наша читательница  из Волгодонска Римма Храбрых переехала в Россию из Казахстана, где служил  с советских времен ее отец, кадровый военный. Она давно считала себя гражданкой России, дважды — по возрасту — обменивала российский паспорт на новый.

А теперь неожиданно выяснилось, что гражданства она… не получала, а российский паспорт ей выдан незаконно… Это  письмо в редакцию  еще раз напомнило о серьезной проблеме, которая  — при нынешнем подходе государства к миграционному законодательству — так  и  не решена в России. 

Миграция и  закон — одна из злободневных тем, обсуждаемая на семинаре-совещании о создании благоприятной правовой и социальной среды для перемещенного населения и лиц без гражданства, что проведен недавно в Сочи АРС-ПРЕСС и Представительством УВКБ ООН в РФ для руководителей и обозревателей СМИ юга России. Одним из экспертов семинара выступал начальник отдела по проблемам миграции аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Ягодин.

У кого прав больше?

Законодательный парадокс: иностранные граждане обладают сегодня большей свободой в выборе места пребывания и оформлении регистрационных документов, чем россияне, показывает миграционный учет.

Так, россиянину, приехавшему в другой регион, требуется непременная регистрация. А прибывшему  в Россию иностранцу достаточно отправить уведомление в ФМС о своем прибытии. Отчасти это объясняется мобилизационными планами министерства обороны, озабоченного тем, чтобы российские призывники не разбрелись по стране кто куда — без учета и контроля.

И еще: когда на регистрационный учет в России становится иностранец, то согласие на его временное пребывание в квартире (доме) требуется лишь от одного из собственников жилья. Когда же речь заходит о временной регистрации российского гражданина, то необходимо согласие не только собственника жилья, но и всех проживающих в квартире (доме) членов семьи, которые все вместе одновременно должны явиться в управляющую компанию подтвердить свое согласие.

Значит ли это, что опять следует «закрутить гайки» в отношении иностранцев — пусть им будет хуже, раз нам самим не слишком комфортно?

«В Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ нет сторонников ужесточения правил миграционного учета граждан, — ответил С. Ягодин, — мы лишь призываем к  элементарному порядку. Ведь в этой ситуации усматривается нарушение принципа равенства всех перед законом,установленного 19-й статьей конституции РФ». А по закону — защита прав и законных интересов граждан РФ — одна из целей миграционного учета.

Хоть из Казахстана, хоть из Сомали…

Сегодня серьезная ставка делается на инновационное развитие экономики и социальной сферы. Но при нынешней демографической «яме»  проблему не решить за счет собственных людских ресурсов. И странно, что государство упорно не хочет опереться на потенциал, которым, несомненно, являются русскоязычные переселенцы из стран СНГ. Изменение законодательства не в пользу прибывших — пример тому.

Упрощенный порядок предоставления российского гражданства  нашим соотечественникам из стран СНГ, переехавшим в Россию на постоянное место жительства, недавно отменен — как  будто мы отказались от моральных и нравственных обязательств перед теми согражданами, с которыми жили когда-то в единой стране — СССР.

Это означает, что если недавно наши соотечественники могли получить российское гражданство за 6-9 месяцев, то теперь — с отменой ст.14 ч.4 Закона о гражданстве — эта процедура займет намного больше времени. Считайте сами: разрешение на временное проживание — 1 год; вид на жительство — еще 2 года. Гражданином России можно стать не ранее, чем через три года. По международным меркам — срок небольшой. Но почему при этом должны страдать русскоязычные, заброшенные в советские времена в Таджикистан и Узбекистан, Казахстан и Киргизию не по собственной воле — по распределению после окончания вуза, на воинскую службу?

В аппарате Уполномоченного по правам человека считают, что прекращение действия ст.14 ч. 4 Закона о гражданстве принималось без проработки социальных последствий такого шага. Пока дейстовала эта норма — с 2003 года российское гражданство  в упрощенном порядке получили 1,5 миллиона человек — 65%  от общего числа принятых в гражданство России.

Соотечественники — «правильные» и «неправильные»

Отбиваясь — иначе не скажешь — от неорганизованного потока русскоязычных приезжих одной рукой, государство пытается другой рукой  привлечь и приласкать других этнических русских — в рамках госпрограммы по переселению соотечественников из стран дальнего и ближнего зарубежья. На проект возлагали большие надежды, но он так и не стал альтернативой «дикому переселению». С 2006 года на историческую родину в рамках проекта вернулись всего 6,5 тысячи  человек — вместо планируемых 300 тысяч…

Реанимировать  программу, считает Сергей Ягодин, возможно только в том случае, если все расходы по обустройству переселенцев на новом месте возьмет на себя федеральная власть — у регионов таких денег и возможностей просто нет.

Крайние — пенсионеры и инвалиды

Именно эти две категории прибывших соотечественников больше всех пострадали от отмены упрощенного порядка принятия в гражданство РФ. Существует специальное соглашение между странами СНГ о том, что при переезде на постоянное место жительства в другое государство пенсионерам досрочно выплачивается пенсия за 6 месяцев. Чтобы получать пенсию в России,  необходимо иметь на руках вид на жительство. Но для этого необходимо прожить в РФ  год на основании другого документа — разрешения на временное проживание. Законодателем установлены сроки рассмотрения ФМС заявлений о выдаче этих двух документов — полтора года с момента переезда иностранца в Россию. При назначении пенсии  в  этом случае возможна компенсация, но не более чем за 6 предшествующих месяцев.

Значит, примерно полтора года пенсионеры и инвалиды из числа бывших граждан СССР живут на территории России без средств к существованию… А еще — без медицинского обслуживания, поскольку не могут оформить полис обязательного медицинского страхования.

Можно ли изменить ситуацию? Можно, но для этого нужны законодательные инициативы из регионов. Депутаты Госдумы, не раз выступавшие на семинарах, организуемых АРС-ПРЕСС и УВКБ ООН, каждый раз просят журналистов об одном и том же: доведите до сведения законодателей в субъектах о том, что только инициативы с мест заставят Госдуму рассматривать проблему русскоязычных переселенцев из стран СНГ. А выступлений одного Владимира Лукина, Уполномоченного по правам человека в РФ, — мало, увы.

Ошибаются чиновники…

Известный факт — сегодня по России «гуляет» около 65 тысяч паспортов, которые нашим соотечественникам из стран СНГ были «ошибочно выданы должностными лицами государственных органов». Одно время милиция активно изымала такие паспорта у граждан, лишая их одновременно и главного документа, и российского гражданства. Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин еще три года назад предложил Президенту РФ считать «ошибочно документированных» лиц гражданами России. Власти разных уровней — и федерального, и регионального — согласились, что такая практика — изымание паспортов — порочна и ее следует прекратить.  Как согласились и с тем, что соотечественники имеют право на российское гражданство. Однако никаких мер принято не было…

Сегодня всем «ошибочно документированным» предлагается пройти следующую процедуру: сначала оформить вид на жительство лица без гражданства, а уж потом подавать документы для приема в гражданство РФ. С «незаконно выданным» паспортом можно попрощаться в миграционной службе только тогда, когда человек получает вид на жительство.

…расплачиваются граждане

Нам вполне понятно недоумение и возмущение нашей читательницы Риммы Храбрых из Волгодонска. Прожив в России 16 лет, она вышла замуж, родила ребенка, устроилась на работу на Ростовскую АЭС и пришла в орган УФМС по РО с единственной целью — обменять паспорт на фамилию мужа. Тут она и выяснила, что потеряла свои права — вместе с гражданством, которого, как оказалось, ей и членам ее семьи… не выдавали.

«Я лишилась возможности трудоустройства, гарантированного медицинского обеспечения, получения детского пособия. Мои права на свободу передвижения поставлены под сомнение — кто продаст мне билет по «незаконному» паспорту? Теперь мне необходимо переоформлять свидетельства о заключении брака и рождении ребенка, где были использованы данные «ошибочно выданного» паспорта. Мне предложено получать гражданство России заново. Не понимаю одного: почему всех переселившихся в Россию соотечественников фактически превращают в подозреваемых в нелегальном приобретении российского гражданства?!» — спрашивает Римма.

Что нам ответить нашей читательнице? Конечно, мы перешлем ее письмо и приложенные документы и в УФМС России по Ростовской области, и в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина…

Но по большому счету ответ должны держать законодатели, так и не решившие проблему десятков тысяч наших сограждан, в которых действительно нуждается страна.